Замечали ли вы, что в системе хорошо адаптируется далеко не каждый ребенок? Один ученик уже через неделю — душа компании, другой и через полгода обучения доставляет массу хлопот и учителям, и родителям. Наверняка вы и сами обращали внимание на то, что почти в каждом в классе или детском саду есть «неудобный» ребенок.
Конечно, с таким ребенком учителю трудно организовать учебный процесс, потому что “неудобный” ребенок постоянно привлекает фокус внимания на себя и пускает псу под хвост всю систему.
Но еще труднее родителям, особенно когда этот ребенок твой собственный…
Так какой он, «неудобный для системы» ребенок?
Постоянно разговаривает на уроках, смеётся, отвлекается или отвлекает всех рядом сидящих. Когда начинаешь что-то объяснять, то перебивает, говорит, что всё знает. Но из-за невнимательности постоянно допускает глупые ошибки, совершенно не думает когда пишет, лишь бы быстрее сделать и сидеть «языком чесать»… При этом хорошо соображает. Даже очень хорошо.
Ребенок, за которого приходится краснеть. За которого бывает стыдно.
Стыдно перед учителями, другими родителями, перед своими родителями и даже перед собой. Потому что часто родители не понимают, что происходит, ведь сами в школе они учились хорошо, и никогда себя так не вели.
Ребенок, с которым разговариваешь каждый день о том, как надо вести себя в школе, но все без толку, чем дальше тем хуже…
Ребенок, у которого в тетрадях сплошная мазня, дневник в красной ручке… Жалобы от учителей и других родителей. Постоянные звонки и просьба «поговорить с ребенком»…
Ребенок, который на замечания становится агрессивным или молчаливым. И совершенно упрямым.
Ну вот что делать?! Когда уже стыдно с учителем встречаться. Когда все мыслимые и немыслимые способы перепробованы. Когда в воспитательном процессе уже поучаствовали все родственники: от папы до прабабушки…
Сегодня мы хотим предложить вам 6 способов договориться с «неудобным» ребенком.
Как учитель, который два года проработал в Школе Здоровья и индивидуального развития, где из 14 детей в классе 13 были «неудобными», я определила некоторые закономерности.
1. Таких деток нельзя ругать.
А наоборот, хвалить за то что получилось. Даже если ребенок написал из строчки текста красиво одну букву — обведите ее в кружок, подчеркните, и скажите: «Какая красивая буква получилась!».
А дальше, скажите ребенку: «А эти буквы мне обводить не хочется, как ты думаешь, почему?» И ребенок вам сам ответит, что потому что грязно/криво/не красиво. Оставьте вывод за ребенком. Тогда ребенок будет вам доверять.
У меня учился мальчик Дима, у которого я находила на целой странице всего две красивые и правильно написанные буквы. И постепенно, ему захотелось соревноваться с собой. И с каждой новой страницей ровных букв становилось больше, а грязи меньше.
2. Сделать помощником и союзником.
Попросить раздать тетради, стереть с доски, проверить тетради. У меня были заняты почти все детки. Например, я часто просила на переменках, как моих помощников, проверить тетради.
Я давала образец и каждому по 2-3 тетради. Дети с удовольствием «играли в учителя». Важно создавать у ребенка ситуацию успеха и показать, что он нужен и важен. Помощь может быть любой — от открытого окна до контроля за песочными часами или другим таймером.
3. Ходить за ручку.
Да-да, как ни странно, но детей, противников системы лучше держать рядом с собой. Только не агрессивно-негативно, а по-доброму. Мы могли ходить за руку и в столовую, и просто по коридору. И это было не наказанием, а частью процесса.
В этот момент мы разговаривали, общались, или даже спорили на совершенно сторонние темы.
4. Этих деток нельзя учить.
Если начать им давать готовые решения, то скорее всего ребенок будет кричать: «Я и так все знаю!». При обучении лучше ставить перед детьми проблему: «а догадаешься ли ты, а как ты думаешь, найди у меня ошибку, сейчас будет суперсложный пример, мне интересно, как ты выкрутишься…»
Если нужно проверить знания, то хорошо работает способ «найди у меня ошибку» или «я забыла, может ты мне подскажешь»? И в целом, не учить из позиции «сверху вниз», а ставить проблему перед ребенком. Но только такую, какую он может решить.
Очень подробно о проблемном обучении вы можете узнать, начав учиться в нашей Школе умных детей. Используя этот принцип мы объяснили всю программу начальной школы по русскому языку и математике.
5. Нужна хитрость.
И важно строгость обязательно сменять добрым взглядом. А выговор похвалой. Детей ругать надо только по такому алгоритму:
Заранее скажите ребенку, что Вы собираетесь недвусмысленным образом высказать своё мнение о его действиях.
Выговариваете ребенку сразу же после допущенной им ошибки.
Говорите ему, что конкретно он сделал неправильно.
Недвусмысленно говорите ему, что Вы чувствуете по поводу его ошибки.
На несколько секунд замолкаете, добиваясь полной тишины, чтобы он прочувствовал то, что испытываете Вы.
Обнимаете или иным образом (например, улыбкой) даёте понять, что Вы на самом деле на его стороне.
6. Хвалить детей тоже нужно иначе.
Похвала хорошо воздействует, когда вы:
Говорите ребенку в лицо, что вы собираетесь его похвалить за…. Глаза должны находиться на уровне детских глаз.
Хвалить, не откладывая.
Конкретно говорить ребенку, что он сделал правильно! Что вам больше всего понравилось и почему.
Говорите ребенку, как вам приятно то, что он сделал правильно, как это поможет ему и даже всему классу.
Обязательно делать паузу, чтобы дать ребенку почувствовать, как вам приятно.
Побуждайте их добиваться еще больших успехов. (Например, предложив в следующий раз красиво написать не 2 буквы, а 4)
Пожимаете руки или иным образом устанавливаете контакт (погладить по голове, улыбнуться), чтобы стало ясно, что вы поддерживаете успех ребенка!
7. Найти общий язык с учителем.
Это пожалуй, самый трудный пункт. Потому что далеко не все учителя умеют и хотят находить к детям индивидуальный подход.
Существуют специальные школы, где учатся дети с нормой интеллекта, но особенностями в поведении. Гиперактивные дети, например.
Таких школ в Санкт-Петербурге несколько и учиться в них большое преимущество. Потому что каждый учитель для деток там находит свой, индивидуальный подход.
А если у вас нет возможности найти такую очную школу, то вы можете забрать детей на семейное обучение.