Непростые школьные истории.
📌Ситуация:
Я заменяла учительницу в параллельном классе. После второго урока мы пошли в столовую. Класс построился, и дети отправились следом за мной в столовую.
Вдруг я услышала плач мальчика. Выяснилось, что Миша упал, споткнувшись о ногу Сережи (второй мальчик класса).
Миша плакал, так как, ушиб коленку. Сережа смотрел испуганно, видимо ждал наказания.
— Я не хотел, я нечаянно.
Трудность заключалась в том, что я знала характеры детей и не могла знать, нарочно или нечаянно оказалась не в нужном месте нога Сережи. Что это было? Подножка или случайность?
Я молча смотрела на детей, а дети молчали и смотрели на меня. Ждали, что я скажу.
Мама и бабушка мне с детства говорили, что от действий учителя и его «ярлыков» и выводов, зависит будущее детей. Вспомнила и слова Шалвы Амонашвили: «Винить ребенка, который не считает себя виноватым — это педагогическое зло.»
И тогда я сказала:
— Сережа, я верю, что ты не хотел обидеть Мишу и сделал это нечаянно. Однако, видишь, как легко, даже случайно, поставить человеку подножку. Миша упал и ударился, ему очень больно. Извинись пожалуйста, перед Мишей.
Сережа извинился, Миша улыбнулся и они пожали руки.
К этому моменту к нам подошла еще одна учительница, она сопроводила Мишу к медсестре.
А Сережа после этого эпизода стал спокойнее и собраннее. Когда Миша вернулся из медпункта, Сергей еще раз извинился сам и сказал, что он правда не хотел обидеть Мишу и сделать ему больно.
📌Комментарии:
Для себя я вынесла несколько важных уроков:
1. Идти лучше следом, чтобы видеть весь класс;
2. Права была мама и бабушка, не стоит обвинять бездоказательно детей;
3. У детей очень ранимая душа, в то же время они честнее и открытее взрослых. Они умеют прощать и умеют искренне просить прощения. Надо сберечь это в них;
4. Получилось, что удалось решить ситуацию не оправдывая провинившегося, но и не сгущая его провинность.