Непростые школьные истории.
📌Ситуация:
Ученица пятого класса в последнее время стала отвлекаться на уроках, разговаривать. Девочка вежливая, хорошая ученица, очень самолюбивая.
На этот раз в конце урока к ней обратился сосед по парте, она отвлеклась. Я строго сказала:
— Маша, ты стала много разговаривать и сейчас мешаешь вести урок.
Неожиданно резко она сказала:
— Я не разговаривала.
— Ну как же нет, когда я видела, как это было.
— Я не разговаривала — твердо сказала Маша и заплакала.
Трудность для меня состояла в том, что в данном случае девочка, пожалуй, была права. Она не разговаривала, но отвлекалась.
И мне хотелось показать ей, что тем не менее она виновата в том, что своим предыдущим поведением настроила меня против себя, из-за чего я уже была на нее раздражена.
Меня смутила ее болезненная реакция и я пыталась успокоить Машу и объяснить ей причину моей резкости, дать понять, что ей не стоит плакать. Но она плакала, тогда я просто продолжила вести урок.
На следующих уроках мы не возвращались к этой теме, и я считаю, что инцидент исчерпан. Но что-то не дает покоя. Не могу выкинуть эту ситуацию из головы.
Анонимно.
📌Комментарии:
Мне описанная ситуация очень знакома, так как я сама иногда попадала в сложные взаимоотношения с учениками, которые потом не выходили из головы.
Однажды я спросила своего наставника, свою маму, учительницу с двадцатилетним стажем, в чем причина?
А она ответила, что я занимаюсь самооправданием, вместо того, чтобы признать свою неправоту и извиниться.
Как правило, в этих ситуациях именно я была не права: сделала поспешные выводы, приписала ребенку то, чего он не делал, не сладила с личными эмоциями, сделала ошибочный вывод.
А секрет просто — когда мы совершаем ошибку нужно извиниться.
Не важно, учитель извиняется перед ребенком, или мама с папой.
Существует золотое правило педагога, состоящее из трех С: строгость к себе, самоограничение и самооуважение.
Попросту говоря в данной ситуации нужно было извиниться. Объяснения данные девочке, скорее всего помогают понять, почему ситуация случилась. Но это на мой взгляд, все то же самооправдание.
Конечно, очень сложно судить о ситуации за ее пределами и не зная девочки и педагога, но в данном контексте если ситуация не отпускает, значит она не решена или завершена не по совести.
Удачного Вам педагогического пути!