Непростые школьные истории.
📌Ситуация:
Моя мама работала в частной школе. В один из дней к ней утром пришла мама ученицы с претензией:
«Дочка стала ругаться матом. Мама специально отдала ее в частную школу, чтобы уберечь от «быдла», однако дочка все-равно «нахваталась».
Сделайте что-нибудь, потому что для меня это недопустимо. Мы — интеллигентная семья!»
Хм…
Объяснять маме, что дети — везде дети, моя мама не стала. Ведь воспитание входит в компетенцию педагога, правда?
В то же время, лично она не слышала нецензурную лексику от детей. А как я уже говорила, у нас действует принцип — не пойман — не обвиняем.
В любом случае в ближайшем уроке провела аккуратную беседу.
Прошло несколько дней. И вот, именно эта девочка, в запале перемены, выругалась на мальчика.
Мама делает большие глаза, подходит к ученице.
— Где ты слышала это? Разве так говорят настоящие принцессы?
— От мамы слышала. Она так сегодня за рулем сказала на какого-то «козла».
— Уверена, у мамы была безвыходная ситуация. А знаешь, что когда хочется ругаться, можно использовать и добрые слова. Например, «ну ты, умник!» Как думаешь, умник — хорошее слово. А что значит «ну ты, умник»?
К беседе присоединились дети. Был заключен договор быть умнее и не использовать нецензурную лексику там, где ее можно и нужно не использовать.
Вечером, когда забирали девочку из школы, мама шепнула маме девочки на ушко, чтобы та, за рулем, называла всяких «козлов» другими существительными и прилагательными.
Мама девочки сказала «упс…» ведь оказалось, что она даже не замечала, как самостоятельно за рулем неосознанно учит дочь тому, чего хочет избежать.
Был простой и душевный разговор. После которого нецензурной лексики в классе не звучало, как и за ее пределами.
📌Комментарий:
Многие дети, желая скорее почувствовать себя взрослыми, пытаются воспроизводить взрослые модели поведения.
Но быть взрослым — это не значит ругаться матом, пить или курить. Быть взрослым — это значит быть независимым от чьих-то оценок, и брать ответственность за свои решения.
Взрослому не надо доказывать кому-то что-то в отношении себя.
Другая причина использования детьми мата — выражение эмоций.
Здесь важно сказать, что это не только ущербно, но и оскорбительно прежде всего для самого себя.
Идея беседы следующая: понять, почему дети используют мат и показать ущербность или глупость данного метода. А так же предложить иные, более действенные и допустимые средства решения проблемы.