Работая в школе завучем и собирая сводную информацию об успеваемости детей, я заметила, что в каждом классе непременно была «девочка-отличница» и «мальчик-двоечник».

Это случайность или признак закономерности?

Как-то можно повлиять на это? И почему так происходит?

Сегодня предлагаю поговорить об отличиях обучения мальчиков и девочек.

Ни для кого не секрет, что мужчины и женщины отличаются не только физиологически. Психические функции мужчин и женщин работают совершенно по-разному. Именно поэтому между мужчинами и женщинами порой возникает недопонимание в отношениях.

Мы действительно не только «говорим на разных языках», но и имеем принципиальные отличия в восприятии мира.

Мужское мышление — мышление создателя.

Оно требует новаторства, принципиально иных решений, мужчинам нужно «переворачивать мир», завоевывать и покорять новые горизонты.

Мужчины более конкретны, они обычно мало говорят и не делают действия, в которых не видят смысла.

По своей природе мужчины лучше придумают, чем повторят по образцу. Мужское мышление создает новые правило, новые алгоритмы. Мужчине проще «найти путь с нуля», чем повторять за кем-то.

Программа школы в большинстве своем основана на принципе «повторяй». Скопировал идею — вставил. Скопировал — применил. Своеобразный «Копипаст» получается.

Обучение происходит по схеме:

Прочитай правило — сделай по нему упражнение.
Прочитай параграф — перескажи его. Не понял? Прочитай еще раз, потом перескажи.
Посмотри на образец — сделай по нему.

Это не мужское мышление. Это типичное женское мышление, которое тиражирует.

Именно поэтому в школах так много девочек, которые так усердно и хорошо учатся. И так много мальчиков, которые «неудобные» и «ленивые».

Постоянное «делание по образцу» уничтожает у мальчиков стремление к самообразованию и любознательность.

В этом возрасте мальчикам нужно как можно больше «ставить экспериментов», они легче находят решение «путем проб и ошибок».

Конечно, любая подобная деятельность исключена в школе — чем экспериментировать? Когда?

Слушай учителя — повторяй.

Именно поэтому мальчики испытывают трудности в оформлении работ, записи решения задач, написании сочинений. Психологически мужчина фокусируется на финальной цели. Я нашел ответ — я молодец. Оформление, объем для мужчины — вторично. Для женщины — важен процесс и красота.

Часто в школе сочинение мальчиков не сответствуют заданному объему, но емко раскрывает тему. Еще несколько десятков лет назад объем не имел принципиального значения. Но сейчас, с введением ЕГЭ — это первично.

И если мальчик напишет сочинение на пол страницы, когда требуется на полторы, его труд будет просто перечеркнут и на полях будет красоваться «лебедь».

Девочка с легкостью напишет и три страницы, при этом может даже не дойти до сути вопроса.

Плюс школьное обучение лишено стимула проявлять инициативу, заниматься поиском информации и искать собственное решение проблемы.

Как часто решения детей, которые решают задачи или уравнения «по-своему», перечеркивают и отсылают их к «правилу»?

Мальчик решил задачу выражением?
Надо по действиям.

Изучили правило — запомнил. Зачем теперь делать по нему десятки упражнений, если «и так понятно»? — Мужская логика в этом месте дает сбой.

И хорошо, когда учитель мужчина.

Но как мало педагогов-мужчин сейчас можно встретить?

Учительница математики, учительница начальных классов, учительница химии, учительница физики. Даже физкультуру сейчас ведут в основном учительницы. А кабинеты трудов во многих школах упразднили, переориентировав в «уроки технологии» и усадив детей за парты или компьютеры.

Программы начального, среднего образования в основном пишут женщины. Учат женщины.

Уроки с мальчиками дома делают мамы.

Кто поймет мальчишек? Кто поддержит их мужскую природу, призванную «креативить», а не «копировать»?

Но все чаще в школе оценивается пресловутая аккуратность, объемы и оформление работы.

Зачем делать так много лишних действий?
— думает мальчик, если я и так знаю ответ. Потому что программа обучения «женско-ориентированная».

Творить и создавать можно же только в формате хаоса.

Что делать?

  1. Поощрять любознательность мальчиков. Спросить, а как ты еще можешь решить задачу?
  2. Не требовать от ребенка «идеальной чистоты в тетради». Мелкая моторика мальчиков запаздывает по своей природе. Для учебы мужчины — это совершенно не главное.
  3. Никогда не сравнивать мальчиков и девочек. Детей вообще нельзя сравнивать друг с другом. А занижать самооценку ребенка сравнением с тем, у кого в принципе совершенно другие механизмы обучения, не только не корректно, но и бесполезно.
  4. Выбирать не школу или ее «звездность», а учителя. Лучше, если у учителя мальчика самой будут дети мальчики. Если есть возможность отдать ребенка в школу, где в педсоставе мужчины — сделайте это.
  5. Подчеркивать неординарность подхода, хвалить мальчика и гордиться его успехами. Даже если вы бы «сделали иначе», или «красивее», или «лучше».

Эксперт №1 по эффективному обучению детей в школе, мама троих детей, прошла путь от учителя до директора школы

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here