Часто дети не слушаются родителей. И иногда надо по сто раз повторять одно и то же, и безрезультатно. Что делать в таком случае?
Представляем вам идеи, которые помогут вам сделать воспитание эффективнее, а детей послушнее.
1. Сфокусируйте внимание вашего ребенка на просьбе.
Давать указания, когда ваш ребенок не фокусируется на вас, чревато для вас обоих неудачей.
Обратите внимание вашего ребенка, говоря: «Посмотри на меня, пожалуйста. Мне нужно, чтобы ты послушал (или послушала) меня сейчас».
Некоторые дети испытывают затруднения с невербальными аспектами языка. Не следует заставлять ребенка смотреть на себя и тем более поворачивать его лицо руками. Вы можете сделать это более легким путем, посредством перемещения в поле зрения вашего ребенка.
2. Сведите к минимуму отвлекающие факторы.
После того, как вы получили внимание вашего ребенка, вам нужно сохранить его.
Для ребенка, может быть трудно слышать и следовать указаниям, пока он играет в видеоигры, планшет или когда телевизор находится в фоновом режиме.
Сведите к минимуму любые отвлекающие факторы, прежде чем давать указания ребенку.
- Выключите телевизор;
- Попросите ребенка отложить свою игру или книгу;
- Убедитесь, что ребенок смотрит на вас.
Вы можете смоделировать это поведение, уделяя вашему ребенку все свое внимание, когда он говорит с вами или просит о чем-то.
Это также показывает вашему ребенку, что то, что говорит другой человек — важно.
3. Говорите тихо.
Иногда очень заманчиво повышать голос. Переходить на крик или повышенные тона, особенно когда нужно чтобы ребенок что-нибудь сделал.
Но вы можете еще лучше привлечь внимание ребенка, говоря более мягким голосом. Давайте указания спокойным, ровным тоном.
Тогда ребенок будет иметь возможность легко сосредоточиться на содержании того, что вы говорите и что нужно сделать.
4. Используйте «время ожидания».
«Время ожидания» — это трех-семи секундная пауза после того, как вы говорите что-то ребенку или задали вопрос.
Исследования показывают, что дети обрабатывают информацию через 3-7 секунд после того, как услышали ее.
Поэтому совершенно нормально попросить о чем-то ребенка и подождать 3-7 секунд. (Естественно, в момент просьбы не должно быть отвлекающих факторов и должен присутствовать фокус внимания).
Ваш ребенок до сих пор не может ответить на ваш вопрос после паузы, то просто повторите то, что вы сказали.
5. Проверьте, что понял или услышал ребенок.
Попросите ребенка повторить свои слова обратно к вам. Или попросите его объяснить что нужно сделать своими словами. Это даст вашему ребенку возможность задать вопросы, если у него они есть.
Это также дает вам возможность разъяснить то, что вы сказали, в случае, если он не понял ничего.
И понять, что именно услышал ваш ребенок.
6. Скажите, не спрашивайте.
Многие родители задают вопросы, вместо того, чтобы напрямую сказать. Например: «Ты будешь борщ?» или «Ты накроешь на стол, пожалуйста?»
Ваш ребенок может думать, что у него есть выбор. Перефразируйте фразу, если выбора у ребенка нет.
Часто за фразой «Ты будешь борщ» следует продолжение: «Суп полезен, иди ешь суп», «Я уже положила». «Так, марш за стол, я сказала!».
Лучше сразу сказать: «Иди ешь суп, он уже на столе». Или «Давай накрывать на стол, пожалуйста».
Вы можете почувствовать большую разницу в общении с ребенком, просто поменяв некоторые фразы.
То есть если выбора на самом деле у ребенка нет, не надо давать иллюзию выбора.
7. Давайте по одной инструкции за раз.
У детей могут возникнуть проблемы с выполнением сложных инструкций типа: «Пожалуйста, накрой на стол, помой руки и скажите брату, что пришло время, чтобы поесть». Давать указания по одному за раз, когда это возможно.
Если вы не можете разбить направления на шаги, попытайтесь сгруппировать вещи вместе способами, которые имеют смысл.
Например: «В то время как ты будешь мыть руки, пожалуйста, скажи брату что пришло время, чтобы поесть».
8. Нумеруйте те действия, которые должен сделать ребенок.
При использовании многоступенчатых заданий помогите своему ребенку следовать им, используя простую хитрость. Как правило, дети могут запомнить в рабочей памяти одновременно до пяти действий.
Используйте нумерацию. Скажите: «Есть три вещи , которые нужно сделать» или используйте такие слова , как первый, второй, а затем, на следующий и последний .
Это может помочь вашему ребенку сохранить все действия , описанные вами и точно знать, что сделать надо 4 пункта.
9. Будьте точны в том, что вы говорите.
Помните, что иногда могут возникнуть трудности, потому что ребенок не понимает, что конкретно нужно сделать.
Вы можете думать, что ваш ребенок не слушается, не хочет убирать комнату, а он просто может не знать, что вы хотите? Быть конкретными.
Например, вы можете получить лучшие результаты, говоря: «Пожалуйста, отнеси тарелки в раковину, собери мусор с пола и заправь кровать» вместо «Прибери в комнате».
10. Используйте визуальные подсказки.
Рассмотрите возможность использования визуальных подсказок.
Например, Вы можете сделать чек-лист того, что нужно проверить перед сборами в школу и использовать специальную «бирку» на рюкзак.
Или визуализировать процесс подготовки ко сну.
11. Применяйте технику эффективных «звездюлей».
Бывают ситуации, когда ни один из вышеперечисленных методов не подходит. В таких случаях хочу отметить эффективность одного метода. Я называю это «техника эффективных звездюлей».
Раздаются звездюли спокойным и решительным голосом, не дающим возможности даже подумать, что вы можете шутить.
Обязательно добавить взгляд глаза в глаза.
И лучше слегка нахмурить брови. Совсем хорошо добавить фразу «Это не обсуждается. Точка». Важно чтобы ребенок понимал, что вы от него конкретно хотите.
Громкость по вкусу. Я предпочитаю ее использовать по-минимуму. В особых случаях нужно взять ребенка за руку под мышку (осторожно, рассчитывая силу) или за запястье и физически телепортировать его из текущей позы в желаемую.
Далее необходимо выждать паузу (от 3 до 7 секунд) и поблагодарить ребенка за то, что услышал. Сказать, что вы этому очень рады.
Воспитание детей — многогранный процесс и здесь не может быть единой стратегии или техники. Важна гибкость.
Помните, вы никогда не сможете контролировать ситуацию на 100%.
Подумайте, разве ваша жизнь идет по плану? Скорее всего, нет. Жизнь – это не прямая линия.
Поэтому вам нужно сохранять гибкость: учиться на своих ошибках в воспитании ребенка, достойно принимать неудачи и использовать негатив как мотивацию для изменений.