Непростые школьные истории.

Разберем историю, которая случилась в 543 школе в Санкт-Петербурге.

Периодически на педагогических советах мы разбирали сложные ситуации, в которые попадали наши педагоги и находили совместные пути лучшего решения.

Я, как завуч по воспитательной работе, проводила данные собрания.

📌Однажды на повестке дня была следующая ситуация (очень типичная для многих школ):

Молодая учительница заканчивала урок.

Задала домашнее задание и хотела его пояснить, как прозвенел звонок.
Она не закончила пояснение, и оставалась всего одна-две фразы, но тут Андрей (ученик класса) встал и пошел к выходу.

Она обратилась к нему с просьбой сесть, сообщив что урок не закончен, а звонок звенит для учителя (знакомая фраза, правда?).

Тогда ученик сел на пол прямо в проходе, всем своим видом выражая свое недовольство.

Учительница действительно не уложилась в урок, но и закончить фразу была должна.

После того, как ученик сел на пол, учительница принесла ему свой стул с просьбой пересесть хотя бы на него. Андрей закатывая глаза сел.

Учительница договорила то, что хотела. Но собой осталась очень недовольна.

Основная сложность в том, что у педагога не получалось найти контакта, заинтересовать данного ребенка предметом. Если бы он работал на уроке, как другие, то не сидел бы с пустыми глазами и не собрал бы портфель за пять минут до звонка, считая секудны, когда можно «стартануть» и убежать.

📌Комментарии:

При обсуждении данного случая на педсовете, прежде всего, звучала безоговорочная поддержка учительницы, и кто-то ее даже хвалил.

Ее действия другие педагоги обозначили как «оптимальные».

Постепенно некоторые учителя говорили, что Андрея надо наказать, чтобы другим неповадно было.

Со временем, учителя разделились на два лагеря, и каждый пытался перекричать другого, приводя свои аргументы и опыт, совершенно не пытаясь услышать точку зрения оппонента.

В итоге споров мы обозначили, что уровень профессионализма педагога определяется, в частности, строгостью спроса с себя.

Это относится и к обращению со временем. Учитель не может позволить себе роскошь не укладываться в урок.

В подобном случае, если учитель в урок не уложился, педагогически грамотным будет извиниться и попросить у ребят разрешения задержать их на одну минуту.

Ведь если бы класс позволил, тот же Андрей, вероятно, не повел бы себя столь вызывающе.

Да, такое обращение к классу рискованно. И надо быть готовым к этому риску. Если на просьбу ребята ответят отказом, то надо останавливаться на полуслове.

Может быть даже отпустить класс без домашнего задания с тем, чтобы наверстать в следующий раз: «На прошлом уроке мы немного не успели, я не успела задать задание, поэтому…»

Многие учителя, заботясь об авторитете, предпочитают замалчивать свои ошибки, оплошности. На самом деле это создает видимость авторитета.

Ребята предпочитают не связываться с человеком, который «всегда прав». И лишь наиболее независимые, такие как Андрей, отваживаются продемонстрировать свое несогласие.

Конечно, ученик неправ. Но это не делает правым педагога.

Можно было сказать: «Ты спешишь? Пожалуйста, мы тебя не задерживаем».

Не готовый к такому обороту дела Андрей растерялся и сам сел бы на место.

В любом случае, каждый учитель в результате из обсуждения тогда вынес что-то свое.

📌Вывод:

Если ребенок неправ, это не делает автоматически правым взрослого. После сложной ситуации анализ надо направлять на себя и обязательно использовать рефлексию.

Можно задать вопросы: что можно было сделать?
Как решить ситуацию лучше?
Какой вывод можно сделать?
Как не допускать подобных ошибок?
Чему меня ситуация научила?

Это непростой процесс.

Частая ошибка молодых педагогов, когда направление мыслей идет не на себя (не допустила ли я ошибки, могла ли поступить лучше?), а от себя — на ученика (не добавить ли провинившейся порцию нотаций, да еще и при всем классе?). Эта стратегия как правило губительна.

Надеемся, что и вам история была полезной.

Эксперт №1 по эффективному обучению детей в школе, мама троих детей, прошла путь от учителя до директора школы

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here