Непростые школьные истории.

📌Ситуация: у учителя пропал кошелек.

Он лежал на учительском столе. Учитель после завтрака не убрала его в сумку. На перемене в класс по-очереди, по-одному и группами входили и выходили дети.

Кто и когда взял не известно. Но тем не менее, кошелек пропал.

До этого случая, в классе в присвоении себе чужих вещей был замечен один мальчик.

Конечно, подозрение у учителя в первую очередь упало на этого ребенка. Учитель громко заявила о пропаже кошелька и сказала, что вычислит виновника во что бы то ни стало.

Через несколько уроков кошелек появился. Без денег.

Но все-равно, учителя не отпускало подозрение, что взял кошелек именно тот ребенок, ранее «попавшийся» на подобном.

Тогда учитель решает проблему так: подговаривает учителя из соседнего кабинета сказать, что тот видел, как именно этот ребенок украл кошелек.

В результате, под давлением, после уроков ребенок сознался в том, что это он. Вызваны родители, продолжается активный разбор полетов.

Но учителя терзают сомнения. Педагогично ли она поступила?
Неужели это был единственный выход?

И что делать в подобных случаях?

📌Оценка ситуации:

Нет, поступила учительница не педагогично.

Во-первых, у нас все-таки действует презумпция невиновности.

Во-вторых, сказав, что тебя заметили, учитель акцентировала внимание на том, что плохо быть замеченным в воровстве. И ребенок может сделать вывод, что надо просто тщательнее совершать подобное, чтобы не попасться (закрывать двери и т.п.).

В-третьих, ребенок сознался, но нет никакой гарантии, что это было сделано лишь для того, чтобы защититься от «давления». И что признавшись сейчас, ребенок понял и установил причинно-следственные связи правильно.

И конечно, никто из класса не сделал никаких выводов из сложившейся ситуации для себя.

📌Пример решения ситуации:

В подобной ситуации важно объяснить причинно-следственные связи.

Например, чтобы сделала в подобном случае я:

Сообщила, что кое-что пропало. Кто-то, возможно, взял это по ошибке или в шутку. Если у вас оказалась сознательно или случайно чужая вещь, всегда есть возможность ее вернуть.

Однако, есть и другая вероятность. Кто-то взял эту вещь сознательно. Тогда, конечно, признаваться и возвращать не хочется, жалко отдавать что получилось взять и не быть пойманным.

Давайте представим, как это могло быть. Кто-то увидел, что-то, что ему или ей очень захотелось взять. И вдруг оказывается, что вокруг никого нет. И можно взять, и не быть пойманным. Ведь говорят, не пойман — не вор.

Возможно, даже было некоторое сомнение, а вдруг поймают? Не получится, или даже проносились мысли, что нехорошо брать чужое.

Но соблазн — он очень велик. Он просто затуманил разум и буквально затмил все на своем пути.

И если человек побеждает соблазн, он потом может гордиться собой. Я устоял, я молодец! Не поддался искушению.

Однако, в нашем случае соблазн одержал победу. Это факт.

И сейчас, он или она возможно даже радуются, что получилось. Но делают это напрасно. Потому что даже не подозревает, что ждет впереди.

А впереди следующее. Соблазн начинает расти, и буквально управлять человеком его поступками. И постепенно желание присваивать себе все, что «плохо лежит» или «очень хочется» станет настоящей манией.

И рано или поздно, его вычислят. Заметят, догадаются — это не важно. Важно другое. То, что от него или нее начнут все отворачиваться. Не станут оставлять одного в комнате, в классе. Не захотят дружить.

Но это все впереди.

А давайте возьмем наш случай. Настроение у всех испорчено. Многие подозревают друг друга, все находятся в замешательстве.

Кому-то кажется, что подозревают именно его. Ужасно неприятно. А как самому человеку в этой обстановке? Хорошо? Мне кажется что нет.

Но всегда есть возможность исправить ситуацию. Честный человек не берет чужое не потому, что так говорят другие, а потому что уважает себя. И хочет себе лучшей участи, чем быть в вечном подозрении и страхе. Для него норма не брать чужое.

Можно ли все исправить сейчас? Да. Можно. Тому, кто взял эту вещь, еще не поздно поменять свой подход к жизни. И для этого не нужно ждать следующего соблазна, чтобы его побороть. Начать можно уже сейчас.

Для этого надо найти в себе мужество признаться. Однако, это очень трудно. Я понимаю. Поэтому, это можно сделать любым способом, который вы можете посчитать допустимым.

Мне очень хочется, чтобы больной в нашем классе поправился. И мы снова стали единой и дружной, сплоченной командой.

А я извлекла еще один урок — надо следить за своими вещами лучше. Надеюсь больше никогда не оказаться в подобной ситуации.

Если выбран правильный тон, то в классе будет очень-очень тихо. И дети, с придыханием будут слушать учителя, внимая каждое слово. И я уверена, что подобный разбор ситуации будет гораздо полезнее, чем подставные улики.

Эксперт №1 по эффективному обучению детей в школе, мама троих детей, прошла путь от учителя до директора школы

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here