Дети, за редким исключением, не любили читать всегда. Дети, которые став взрослыми, так и не полюбили читать, тоже были всегда.

Я думаю, вы без труда найдете среди своих знакомых хотя бы одного человека, который абсолютно равнодушен к книгам. Это надо принять.

Но это не значит, что надо оставить все попытки подружить ребенка с книгой и пустить все на самотёк.

Так какие дети не любят читать?

1. В первую очередь те, которые не видят, как читают их родители.

Не видят именно процесс чтения: как вы держите книгу в руках, как листаете страницы, как улыбаетесь прочитанному, или хмуритесь.

Дети — непревзойденные подражатели. Вспомните, как вы агукали со своим крохой? Он смотрел на вас и пытался повторить. И повторял. Точно так же в общении с книгой: читаете вы – читает ребенок.
– Ну да! – возразит кто-то из вас.– Мы с мужем читаем, а ребенка не заставишь взять книгу в руки.
Знаю, и так бывает. Читайте дальше.

2. Не любят читать дети, которых заставляют читать.

И даже пример читающих родителей не поможет, если эти самые родители заставляют ребенка читать. Здесь всё просто: никто не любит делать что-то против своей воли. То есть, читать из страха перед наказанием ребенок будет, но никогда не полюбит ни книги, ни чтение.

Вспомните, что вы не любите делать категорически. Гладить бельё? Мыть посуду? Выносить мусор? Мыть окна? Что бы вы ни ответили, наверняка вы понимаете, что именно это вас ЗАСТАВЛЯЛИ делать в детстве.

И скорее всего, вам это приходилось делать тогда, когда друзья звали гулять. Или когда вам хотелось петь, рисовать, танцевать или запускать на ниточке пойманную муху. Вспомнили? Что вы тогда чувствовали? Досаду, обиду, непонимание, давление?…

Дети не обязаны любить то, что любят родители. А вот родители должны приложить все усилия, чтобы привить ребенку любовь к прекрасному. А любовь к прекрасному, в том числе и к книгам, можно привить только через интерес.

3. Не любят читать те дети, которым не интересно.

Не интересен сюжет, тема, оформление. Не интересен слог автора и/или его манера изложения. Признайтесь, ведь у вас тоже есть не интересные вам книги, сайты, темы?

То, что для людей старшего поколения является классикой, для детей и внуков может быть безнадежно устаревшими небылицами с неподъемным количеством непонятных слов.

А ведь кроме слов устаревают и понятия. И чтение таких книг превращается в мучительный перевод со словарем.

4. Не интересно детям читать книги, где они видят лишь сплошные блоки текста.

Огромное количество букв само по себе навевает скуку. Это объясняется неспособностью детей заниматься одним и тем же делом долгое время.

Внимание ребенка очень легко переключить с одного на другое: шум газонокосилки, лай собаки или звук работающего двигателя автомобиля способны за секунду увести его мысли совершенно в другую сторону даже от самого интересного сюжета.

Умение ребенка сосредотачиваться растет вместе с ним. Не торопите и не требуйте невозможного. Бутон нельзя раскрыть руками, можно только бережно ухаживать за цветком, поливая его и создавая условия для цветения.

5. Не любят читать дети, в окружении которых читать не модно.

Это не обязательно будет выражаться открыто. Просто модным будет другое. Например, играть в онлайн-игры или слушать музыку.

Это нам, взрослым, понятно, что модным может быть и одно, и второе, и третье. Но дети потому и дети, что они не взрослые. У них свои критерии моды и “крутости”.

“Книги и всякую печатную бумагу я ненавидел до этой поры”, – пишет в автобиографии Максим Горький, имея в виду знакомство с отставным унтер-офицером Михаилом Смурым. Сменились авторитеты – поменялись приоритеты.

6. Не любят читать дети, которые с детства привыкли видеть текст лишь на экране смартфона.

Здесь причина донельзя банальная – всего навсего длина строки, которая в телефоне в среднем в 2 раза короче, чем в книге. Это если мы говорим о правильно свёрстанной книге.

К сожалению, современные издательства всё чаще “забывают” о правилах типографии (искусство оформления печатного текста) и в погоне за прибылью выпускают совершенно неудобные для чтения книги.

Мелкий шрифт, слишком маленькое расстояние между строками и слишком большая длина строки отбивают любовь к чтению даже у истинных книголюбов.

7. Не любят читать дети, которые привыкли слушать аудиокниги.

Читать в поездке вредно – очень большая нагрузка на глаза. А вот слушать можно. И если вы в поездках на дачу, или везя ребенка на тренировку, включаете ему аудиокнигу, – не стоит ждать от него всепоглощающей любви к бумажным книгам.

Поверьте, даже когда не будет под рукой новой аудиокниги, ребенок предпочтет прослушать во второй раз то, что есть, чем взять в руки бумажную книгу.

8. Не любят читать дети, которых в обязательном порядке заставляют читать всё, что есть в школьной программе.

Школьная программа – это вообще отдельная тема для обсуждения. Но именно там не прививают любовь к книгам, а делают все, чтобы ребенок их не любил.

Это и скучные учебники – та же книга, по которой ребенок составляет свое мнение обо всех остальных книгах. Это и контрольные тесты на скорость чтения, которые практически всегда добавляют негативных впечатлений.

Это и постоянные поправки учителя, и его нелестные высказывания в присутствии одноклассников, чье мнение для ребенка зачастую больше значимо, чем мнение учителя.

Немного психологии: подсознание

Подсознание – это очень интересная штука, которая есть у каждого. И находится оно “под” сознанием. То есть это то, что скрыто нашим сознанием. Но скрыто – это не значит, что не работает. Работает, да еще как!

Например, вы говорите ребенку: “Не сядешь за компьютер, пока не прочтешь три главы!” Что делает подсознание? Быстро, очень быстро, делает вывод: чтение – это преграда на пути к желаемому.

А какие чувства вызывают преграды? Правильно. Преграды вызывают негатив: досаду, горечь, обиду и даже злость. А если ситуация повторяется из раза в раз, то ребенок начинает страдать. А что будет источником страданий в подсознании ребенка? Книга.

Если это ваш случай – не отчаивайтесь. В следующей статье мы расскажем, как быть в этой ситуации. А так же о том, как ее избежать.

 

 

Эксперт №1 по эффективному обучению детей в школе, мама троих детей, прошла путь от учителя до директора школы

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here