В этой статье мы хотим поговорить о современных школах. У многих родителей есть представление о школе с одной стороны, со стороны получателя услуг. Мы же хотим осветить то, как все это выглядит с другой стороны, со стороны школы.
Итак, 3 главных проблемы директора современной школы:
Проблема 1 — Недостаток квалифицированного персонала.
Дуг Лемов, профессор и педагог, в своей книге “Мастерство учителя” доказал, что не важно, сложная программа или простая, интересная на первый взгляд или скучная, ребенок из богатой семьи или бедной, все результаты класса и каждого ребенка в целом зависят прежде всего от мастерства учителя.
Сегодня учителя “от Бога” встречаются редко, хороших учителей также очень мало, не больше 30%.
А остальные учителя — люди, которые попали в школу случайно.
Случайно поступили в педагогический вуз (там дешевле всего учиться) и не нашли другую работу.
Выбрали работу рядом с домом.
Выбрали самый простой способ устроиться в бюджетную организацию.
Поступили в педагогический ВУЗ, потому что в другой не прошли по баллам.
Сейчас для многих это просто работа. Причем та, которая не сильно и нравится.
И эти факторы очень сильно влияют на знания детей.
Большинство учителей сегодня когда, составляют планы уроков, преследуют при этом одну-единственную цель – удовлетворить требования, предъявляемые к отчетности.
В результате у учителей уроки получаются описательно-повествовательными, неинтересными и зачастую не достигающими цели.
Система вынуждает учителя все так же соблюдать правила, но не стремиться к совершенству.
Из этого следует вторая проблема.
Проблема 2 — Неинтересный материал, который должны использовать учителя.
Сегодня школа — это образовательная услуга.
Услуга, которая за бюджетные деньги оказывается населению. Задача учителя все больше сводится к тому, чтобы выдать согласно регламенту материал учебника. И… задать объемное домашнее задание.
Новые программы, переписанные не в лучшую сторону учебники, увеличившийся объем нагрузки для ребенка — одно из следствий ухудшения качества образования.
Многие учителя просто перекладывают понятное объяснение материала на родителей, на уроке проговаривая материал из методички.
Но в методичке все очень сухо и неинтересно.
А ведь очень важно правильно подбирать материал!
Я пришла к осознанию данного постулата в результате личного, причем не слишком удачного опыта.
В свое время, начав преподавать в четвертом классе, который собрали учеников по принципу “не успевают в основном”, я решила, что мне следует выбирать материал, «привлекательный» для учеников и не прогадала.
Потому что уже через полгода дети, успеваемость которых была ранее только между “двойкой и тройкой”, стали увереннее в себе и написали проверочные работы наравне с “сильными детьми” из параллельного класса.
Например, уравнения мы решали с помощью кружки и яблока. Задачи на движения с помощью “треугольника”, стихотворения “рисовали”.
Да, бывали темы сложные. Но убежденность в том, что преподаваемый материал скучен, работает как самосбывающееся пророчество.
Великие учителя превращают в захватывающее и вдохновляющее событие буквально каждую тему, даже ту, которую другие педагоги считают скучной до зевоты.
Какие слова можно использовать, чтобы заинтересовать детей?
- У нас сегодня такая-то тема. А может пропустим ее? Как вы думаете, зачем ее вообще изучать? (здесь дети сами отвечают на вопрос, зачем это и связывают с жизнью).
- Многие люди в этом не разбираются до тех пор, пока не начнут изучать эту тему в шестом классе, а вы узнаете сейчас. Разве не круто?
- Изучать этот материал будет трудно, но весело и интересно.
- Многие люди боятся этой темы, поэтому, освоив этот материал, вы будете знать больше, чем большинство взрослых.
Но чтобы это делать, нужен индивидуальный подход к детям.
А это как раз и есть третья проблема.
Проблема 3 — Отсутствие возможности индивидуального подхода к ребенку, из-за большого числа учеников в классах.
Например, учителя исправляют ошибки или наоборот, рано принимают неправильный ответ, т.к у него просто нет времени докручивать каждого ученика.
Приведу пример. Когда я начала работать в классе, который собрали из “слабых детей”, для меня частой была ситуация, когда ученик не знает ответ или не хочет отвечать.
На одном из первых занятий по математике я спросила Максима О., сколько будет 7 умножить на 8.
Максим ответил — “не знаю”.
Почему он так ответил? Отказываться отвечать на заданный вопрос ребенок может по многим причинам, в том числе:
- привык так отвечать, и таким ответом хочет быстрее сесть на место, чтобы вернуться в “серую зону”. Потому что чаще, когда он так отвечал, ему говорили: “Садись, два”;
- действительно не знает ответа;
- стесняется того, что не знает ответа;
- не хочет выделяться среди одноклассников;
- не слышал, о чем его спросили;
- не понял, о чем его спросили.
“Серая зона” — это возможность “отсидеться”, ничего не делать и не пытаться делать. Дети рассуждают так: «Мне все-равно ничего не будет, максимум привычная “двойка”, зачем напрягаться».
Что делать?
Улыбка – наилучший инструмент обучения, а радость – наилучшая учебная среда.
Используем прием “до результата”.
Как это сделать?
Способ первый — Дать ответ самостоятельно, чтобы ребенок его повторил.
Максим, семью восемь будет 56. А теперь ты мне скажи, сколько будет семь умножить на восемь?
Способ второй — попросить ответить другого ученика, и попросить повторить.
Способ третий — показать интересную и новую методику, которая может помочь ребенку найти правильный ответ. Например, систему умножения “по-японски”.
Способ четвертый — дать подсказку, пояснить вопрос.
А что значит 7*8? Чем можно заменить? Сложением? Отлично. Давай запишем и посчитаем.
Итак, Максим, сколько будет 7*8? 56! Правильно.
Только один этот простой прием позволяет по-настоящему учить детей, а не создавать иллюзию обучения.
Но все это возможно только при индивидуальной работе с учениками, а учителям просто некогда этим заниматься.
К сожалению, современная школа — это типовая услуга.
С шаблонным подходом ко всем детям.
Это продиктовано законодательством, большими классами, маленькой зарплатой, большим количеством лишней работы, которую делает учитель(отчеты, бумаги, совещания…).
Поэтому талантливые учителя редко задерживаются в системе образования. Ведь вместо реализации своих способностей они должны быть как все и делать массу ненужных действия.