Мы собрали в одном месте все известные нам правила Русского языка для начальной школы в стихах и разбавили их собачками…
Имя существительное.
Часть речи удивительна –
Зовется существительным.
Предмет обозначает,
На Кто? Что? Отвечает.
Предметы, отвечающие на вопросы Кто? Что?
Про людей, зверей и рыб,
Насекомых и всех птиц.
Спросим дружно – кто они?
Всем предметам остальным,
Что? Вопрос мы зададим.
Имя прилагательное
Признак предмета обозначает,
На вопросы Какое? Какая, Какие? Какой? отвечает.
К существительному прилагается,
Прилагательным называется.
Согласуется с ним везде.
В роде, числе, падеже.
Глагол.
Часть речи спросит,
Что же делать?
Что сделал ты?
Что будешь делать?
Глаголом важно себя называет,
Действие предмета обозначает.
Род имён существительных.
К слову я подставлю «мой» —
Это значит род мужской.
Женский род – запомню я –
То, про что скажу «моя».
Средний род оно «моё» —
Вот и выучил я всё.
Правописание большой буквы.
Реки, горы и равнины,
Имена, фамилии, долины,
Клички всех животных,
Отчества людей –
Всё с заглавной буквы,
Ты пиши скорей.
Правописание гласных после шипящих.
Знаем твердо, что жи – ши,
Пишем только с гласной и,
А в словах, где ча и ща,
Мы напишем только с а.
Где же встретим мы чу – щу,
То напишем с буквой у.
Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.
Есть гласные ударные,
Но есть и безударные.
Их нужно проверять,
В корне правильно писать.
Подбираем быстро слово,
И проверочка готова,
Удареньем проверяем –
Ничего не забываем.
Правописание парных согласных в середине и конце слова.
Парные согласные нужно проверять,
Чтоб слова в тетради грамотно писать.
Родственное слово быстро подбери,
Парную согласную с гласной подружки.
Непроизносимые согласные.
Такие все несчастные.
В словах мы их не слышим,
А вот в тетради пишем.
Чтоб они из слов не убежали,
Мы их долго проверяли.
Ищем мы такое слово,
Чтоб услышать её снова.
Глаголы — исключения.
Гнать, дышать, держать, зависеть,
Слышать, видеть и обидеть,
А ещё смотреть, вертеть,
Ненавидеть и терпеть.
Правописание не с глаголами.
Всякий школьник это знает –
Не глагола избегает.
Не забудьте же, друзья,
Слитно их писать нельзя!
Состав слова:
Приставка.
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
И при помощи приставки
Образуются слова.
Корень.
Общая часть
Родственных слов
Корнем зовется –
Ответ наш готов.
Суффикс.
После корня он стоит,
Слово новое звучит.
Обозначу уголком –
Называю суффиксом.
Окончание.
На конце любого слова
Окончанье ищем снова.
Изменяемая часть
С другим словом держит связь.
Что такое склонение?
Слово быстро изменяю,
Пишу его по падежам.
Склонением это называю
Запомнить это надо нам.
Предлоги о и об.
Если «й» закрался в слог,
То тогда мы пишем «об».
Если гласный пред тобой,
Пишем «о» само — собой.
Перед гласным пишут «об»,
Об этом знаю точно.
А перед согласным пишут «о»,
Скажу вам даже ночью.
Три склонения имён существительных.
Существительным зовусь,
На три склонения делюсь:
1 склонение – с окончанием – А и Я –
Рода женского и мужского, друзья.
2 склонение – род мужской без окончанья,
А средний род – О – Е – плавное звучанье.
3 склонение – род женский с Ь на конце всех слов
Запомни — это правило для всех учеников!
Падежи.
Есть шесть братьев падежей
Нет на свете их дружней.
Согласованно живут
И порядок стерегут.
Именительный падеж
Самый главный он из всех.
На вопросы кто? что? отвечает
Подлежащим в предложении бывает.
А теперь падеж родительный,
Он не менее значительный.
Нет кого? чего? – волнуется
И с предлогом в рифму согласуется.
(Около, с, для, без, от, из, до, у, вокруг, кроме, после.)
Дательный падеж – добряк,
Всё стремится делать так:
Дать кому? чему? Быстрей –
По к (а) – предлогов нет дружней!
Винительный падеж всегда любуется,
Вижу что? кого? волнуется,
Через, в и на, за, про –
С предлогом согласуется легко.
Творительный падеж вещает,
Гордиться кем? И чем? решает.
Предлоги: между, с и над, за, под
Со словами дружбу бережёт.
Предложный вам сулит успех,
О ком? О чём? Он думает о всех.
Предлоги он свои не забывает,
При, в, об, о, на — он громко восклицает.
Фразы для запоминания падежей.
Иван (Ирина) Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку,
Иван Решил Дорогую Вазу Тане Подарить,
Ира Родила Девочку Валюшу, Толстенькую, Пузатенькую.
Исключения:
Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц» (для запоминания слов с ы после ц)
Надеваю одежду, одеваю — Надежду (для запоминания употребления «одевать» и «надевать»).
Автомотовелофототелерадиомонтёр (все эти приставки пишутся слитно).
Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву «Т» писать напрасно в словах «вкусный, интересный» ( В этой фразе собраны 7 слов, где не пишется «Т» между «С и Н»).
Психиатр и педиатр пошли в театр. (Сочетание тр).
(по материалам интернета и личным школьным архивам)