Сегодня предлагаю поговорить о том, в каком возрасте какие вещи можно развить в ребенке.
Ведь дети — как губка, они впитывают новые навыки легко и просто. Главное, вовремя поймать зону ближайшего развития ребенка и научить его новому и важному!
Итак, как можно развивать детей в разном возрасте:
С года — учить выполнять простейшие инструкции:
- Показывать глазки, носик, ушки;
- Играть в игру «Дай мячик», «Дай машинку»;
- Инструкции — покажи, дай, принеси, возьми;
- Больше разговаривать с ребенком и побуждать его выполнять простейшие действия.
С 1-2 лет важно развивать память малыша:
Лучше всего для этих целей подойдут две игры. Игра «Что пропало» и игра «Что появилось».
Игра «Что пропало?» — запомни картинки (игрушки), разложенные на столе, угадай, какую картинку спрятала мама. Запоминание предметов проводится в игровой форме – мама рассказывает сказку о предметах, которые разложены на столе, в процессе сказки ребенок успевает хорошо запомнить ее героев. После этого мама забирает одного из них и спрашивает «кто пропал?».
Игра «Что появилось?» – играем по тому же принципу, что написано в предыдущем пункте, но не прячем, а добавляем игрушки, ребенок должен определить, какую игрушку добавила мама.
С 2-3 лет можно начать знакомить ребенка с буквами:
Для этого, лучше всего подойдут «тактильные методы».
Например, мой старший сын уже в три года умел читать.
А начали мы изучать буквы с помощью кубиков Зайцева, и мнемотехник.
Для этого мы из кубиков можно строить башенки, складывали простые слова (ма-ма, ба-ба).
И знакомить ребенка с буквами и складами (слогами).
Кроме того, отличный метод, при котором на предметы мебели наклеиваются самодельные таблички-карточки (стол, стул, шкаф).
Мы с помощью этой техники изучили все буквы. Когда ребенок ел, или мы просто проходили мимо, то я показывала буквы и говорила «Это с». Сс-с-с-с-с-с
Покажи «с», покажи «о», покажи букву «т» и так далее.
Так постепенно ребенок выучил все буквы и начал складывать их в слоги.
Можно повесить на стену плакат алфавит (только не закрепляйте плакат иголками) и обязательно он должен быть доступен для ребенка (потрогать, поводить пальчиком). Не будет толку от плаката, который ребенок не может достать.
Мы прикрепляли плакат на скотч, на кухне на кафельную стену. Вначале ребенок пытался его оторвать. Но это быстро прошло.
В 3-4 года — можно совершенствовать память и закреплять навык чтения:
Игры для развития памяти:
Спрятать 3-4 игрушки вместе с ребенком. Потом попросить его их найти (ищем по памяти) или играя в «горячо, холодно». Не забывайте использовать оттенки — теплее, горячее.
Попросить ребенка принести 2-3 предмета, можно определенного цвета (приносим предметы по памяти).
«Мемори» — игра с 4-6-8 карточками. Кладем перед ребенком карточки, ребенок запоминает их (чтобы ему помочь, можно рассказать сказку про героев, которые нарисованы на картинках, слушая сказку ребенок хорошо запомнит расположение карточек. «Сказка» может быть очень простой из 4-5 предложений).
Переворачиваем карточки картинкой вниз — таким образом, все картинки прячутся от малыша и не видны ему. Попросите ребенка перевернуть одинаковые картинки.
Совершенствовать навык чтения можно с помощью чудесного домика.
А когда можно учить ребенка читать? На самом деле, здесь нет возрастных норм или ограничений. Главное, что учить читать ребенка можно тогда, когда он знает буквы.
Это можно делать и в три года, и в пять.
Конечно, желательно научить читать будущего первоклассника заранее. Тогда процесс обучения будет для него проще и легче.
Чтобы научить ребенка читать, воспользуйтесь авторской разработкой учителя начальных классов Стрекаловской Л.А. и учителя-логопеда Кирилиной Ренаты.
Необходимо скачать, распечатать книжку и вырезать домик с окошечком.
Методика чудесный домик в первую очередь предназанчена для детей, которые не умеют читать или для детей, которые читают по слогам и вы хотите перейти к словесному чтению.
Плюсы:
- ничто не отвлекает внимание ребенка во время чтения;
- ребенок читает и запоминает только указанную букву, слог;
- увеличивается темп чтения;
- ребенок может составлять слова, имена и т.д.;
- можно взять с собой в дорогу, в поликлинику и т.д.;
- В зависимости от интересов ребенка, можно вырезать домик, машинку или даже поезд с окошком.
Скачать чудесный домик http://gladtolearn.ru/lp/domik/
Как пользоваться домиком — в видео ниже:
В 4-5 лет можно развивать память малыша с помощью мнемотехник и игры в «Репку»:
В этом возрасте можно показать ребенку его суперсилу. Например, научите ребенка мнемотехникам и технике «Репка», и тогда вы можете помочь ребенку развить суперпамять. Посмотрите, как ловко это получилось сделать у Марины, всего после одного занятия в тренинге «Гениальный ребенок».
«По дороге с музыкальной школы мы с моей 6-летней дочкой выучили с легкостью 50 слов (последовательность 2). Я пока за ней шла 30 минут с малышкой, то сама почти запомнила, а на обратном пути ей предложила. Она сначала отказалась, мол, устала и так. А я все-таки предложила просто послушать мою историю ассоциаций. И нас понесло. Дочка с таким азартом запоминала, через каждые 5-7 слов тормозила меня и повторяла. Когда мы дошли до 40 слов, она прям запрыгала на месте — давай еще 10, чтоб 50 было,а вообще ей хотелось 100 запомнить. Мы шли где-то 1 час до дома,с небольшими паузами, минут 40, наверно, ушло на запоминание. А вечером папе 47 слов восстановила,в конце немного подзабыла,видно уже подустала. Я так счастлива!!! Теперь у нас есть наиполезнейшее занятие для прогулок».
Пример применения техники «Репка» для запоминания списка покупок:
С пяти-шести лет важно учить детей концентрировать внимание и удерживать его:
Для этого, поиграйте в «Муху в кубе»
- Попросите представить куб размером 3х3 (его можно нарисовать);
- Представить муху;
- И посадить муху в куб, в центральную клеточку (к нам спиной);
- Наша муха -робот. Она умеет выполнять команды и перемещаться вверх, вниз, вправо, влево, вперед и назад;
- Командуйте мухой по-очереди. Вначале Вы, потом ребенок;
- И следите за тем, как она двигается по кубу.
Важно делать это в своем воображении. Данное упражнение учит концентрировать внимание ребенка.
При применении этих простых шагов и игр, к моменту выхода ребенка к школе, у него будут не только отлично развиты память и внимание, но и будет уверенность в себе, а так же отличная скорость чтения.
Что очень важно для успешного обучения детей в школе.