Сегодня хочу развеять очередной стереотип о том, что ребенок на семейном обучении — это запертый в четырех стенах, перед телевизором, не умеющий общаться.
Кстати, меня однажды спросили: “А как ваши дети на семейном обучении научатся общаться с плохими людьми?” В тот момент я впала в ступор. Потому что вначале мне хотелось сказать: “А зачем моим детям общаться с плохими людьми?” и продолжить о том, что одна из причин ухода из школы была как раз свести к минимуму подобное общение. Я вообще не хочу, чтобы мои дети общались с плохими людьми. Продолжу. Часто происходит подмена понятий семейное и домашнее обучение.
Домашнее обучение — это форма получения ребенком знаний, при которой за процесс обучения все так же отвечает школа.
Ребенок числится в контингенте образовательного учреждения, за ним закрепляются педагоги.
Ребенок числится в определенном классе среди очно обучаемых детей. Проходит по графику все аттестации, контрольные работы.
На домашнее обучение сейчас можно выйти строго по медицинским или педагогическим показаниям через психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
Дети на домашнем обучении действительно часто являются вырванными из основной системы образования. При этом часто домашнее обучение действительно лишает детей социализации и общения со сверстниками.
Плюс — ребенок учится практически индивидуально с учителями.
Минус — ребенок часто заперт в четырех стенах.
За период работы в школе у меня было несколько “домашников”. Все они уже были учениками старшей школы.
Обычно ребята проводили почти все время дома.
А родители принимали минимальное участие в обучении детей, лишь подсчитывая, все ли дни и уроки были “отведены” или им что-то “недодали”.
Основное отличие домашнего обучения от семейного — ответственность за обучение в данном случае все-таки на школе.
Программу составляет школа, обучают педагоги. Обучение происходит либо на дому, либо по договоренности родители приводят ребенка в школу в определенное время после уроков.
Но это бывает редко, потому что родителям от банального “лень” до “у нас вообще-то включено обучение на дому”. И получается, что ребенок лишен даже минимальной прогулки до школы и обратно.
Кроме того, слышали ли вы о том, что “у семи нянек дите без глаза”?
Так иногда случается на домашнем обучении.
Школа ожидает поддержки и активного участия родителей, родители требуют результаты от школы. Когда отвечают оба — не отвечает никто. Ребенок оказывается банально “упущенным”…
Мне порой было искренне жалко детей, которые оказывались заперты в четырех стенах.
Потому что родители оказывали им все так же мало внимания, дети даже больше их раздражали.
И все общение сводилось к контролю все тех же домашних заданий. А учителя обучали “постольку поскольку”, совершенно не уделяя детям важного внимания и поддержки.
Семейное обучение — абсолютная противоположность.
Это не только важный для семьи и ребенка шаг, но и с исключительной ответственностью родителей.
Ответственность за образование детей лежит только на родителях. И нет возможности спихнуть на то, что “плохой учебник”, “плохо объяснили”, «в понедельник не пришли», «были не все уроки», «мы болели» и т.п.
Ребенок не числится в школе. А лишь зачисляется в определенную школу для сдачи аттестаций. Обычно аттестации сдаются два раза в год, возможно даже дистанционно.
При этом программы обучения, форму обучения, время и режим занятий, учебники — все это ложится на плечи родителей.
Все мои знакомые, кто находится на семейном обучении, настолько увлечены этим процессом и взятой на себя ответственностью, что они не сидят дома.
Посещают музеи, ходят на кружки и секции, изучают новые способы обучения, ведут блог, путешествуют, много учатся и при этом сдают аттестации в срок.
Сейчас есть множество “анскулеров” или людей, отрицающих школу как таковую.
Прошу сразу заметить, я к таковым не отношусь и твердо убеждена в необходимости получения детьми обязательного образования.
Мои дети прикреплены к школе и сдают в срок положенные аттестации, корпя над полученными заданиями.
Однако, мне очень нравится быть свободной, выбирать учебники и путешествовать, не вставать утром по будильнику, не лечить детей от принесенной в дом инфекции от одноклассников, не отмечать нужное количество клеточек.
Мои дети умеют общаться, и в состоянии на английском языке без психологических барьеров объяснить, что у них захлопнулся ключ в номере и им нужна помощь, попросить воду без льда, а рис без перца.
Попросить прохожего нас сфотографировать и рассказать о своей сестренке.
Они с увлечением изучают как пойманный краб съел моллюска и считают в столбик шестизначные примеры, вычисляют периметр комнаты и площадь Москвы и делают многое-многое другое.
Разве что, они не умеют общаться с плохими людьми…