Часто мы сталкиваемся с необходимостью что-то записать.

Будь то заметки по ходу вебинара или лекции, записи в ходе чтения книг, конспектирование тренинга или беседы, запись рецепта или другой необходимой информации.

Существуют несколько способов вести конспект, или делать небольшие записи. В этой статье мы разберем подробно каждый из них.

Линейный, стандартный текстовый конспект.

В этой форме конспекта информация записывается небольшими текстовыми блоками.

Плюс стандартного конспектирования один — не нужно дополнительно обучаться, следует просто писать «субтитры» вслед за тренером или учителем к изучаемой информации

Недостатки стандартного конспектирования:

1. Теряются якорные слова.
Важные идеи получают выражение посредством якорных слов – обычно существительных или глаголов, которые предоставляют нашему мышлению необходимые ассоциации, когда мы что-то читаем или слушаем.

В линейных конспектах якорные слова теряются, и затрудняют вспоминание информаци.

2. Информацию трудно запомнить и вспомнить.

Традиционные одноцветные конспекты в буквальном смысле не радуют глаз, наводят скуку. Содержащаяся в них информация в итоге оказывается заживопогребенной.

3. Теряется много времени.

Традиционное конспектирование ведет к неоправданным потерям времени, а именно:
• записывается много ненужной информации;
• теряется время на прочтение впоследствии этой ненужной информации;
• теряется время на повторное прочтение ненужной информации;
• теряется время на поиск якорных слов.

Однако, такой конспект лучше всего подходит, если информация, которую мы записываем, не будет нами использоваться в будущем. Если цель ведения конспекта или записей — наличие записей.

Помимо традиционного подхода существуют более эффективные подходы к ведению конспектов. Рассмотрим их.

Конспектирование по методу Корнелла.

По этому методу страница разбивается на три секции. Узкая колонка слева, широкое поле справа и «подвал» внизу страницы.

Правила ведения конспекта:

  • В узкую заносятся якорные слова и опорные слова, главные идеи или тезисы;
  • В широкой колонке ведется линейный конспект;
  • В «подвале» подводятся итоги.

Это уже упрощает поиск информации, хотя данная модель тоже далека от идеальной.

Этот конспект идеально подходит для записи лекций. Преобразуя учебный текст в данный конспект, можно легко разобраться в материале параграфа учебника, быстро подготовить пересказ.

Этот метод можно использовать:

  • для заметок при просмотре фильма;
  • при просмотре полезного видео;
  • при прочтении книги;
  • посещении конференций;
  • для подготовки к выступлениям:
    • левая колонка («Основные мысли») — тезисы выступления;
    • правая колонка («Заметки») — раскрытие тезисов (кратко);
    • подвал — главная мысль, идея выступления.

Метод «Заметок».

Данный метод подразумевает иерархическую структуру оформления конспекта. Для того, чтобы писать заметки по данному методу нужно:

  1. Выделить первый главный общий блок.
  2. В нем определить и записать:
    1. основные идеи;
    2. Подтемы;
    3. Детали.
  3. Записать следующую ключевую мысль

Такой вид конспекта помогает понять относительную значимость каждого факта или идеи, кроме того, так мы учимся определять главное от второстепенного.

Вначале нужно записать первую главную идею.

Под главной темой, можно перечислить подтемы, оставляя место, чтобы добавить детали по каждому пункту.

Для того, чтобы быстро и грамотно вести подобный вид конспектов, нужно учиться выделять главное, якорное слово или предложение, уметь обобщать и структурировать информацию.

Этот вид конспектов легко ложится на лекции, в которых информация сразу разбита на категории. В таком случае остается просто фиксировать выделенные лектором блоки.

Кроме того, используя метод заметок легко можно подготовить пересказ. Для этого, читая текст, нужно выделить основную мысль блока, детализировать ее.

Идеально подходит для создания плана, или списка дел.

Метод конспектирования «Пуля».

Этот метод аналогичен методу Заметок, но записи не структурированы в четкую систему, а имеют определенные «маркеры».

При этой форме ведения конспекта можно выбрать символ для использования перед основной идеей (например, #).

Так же нужно выбрать символ подразделов (например, >) и один для деталей (например, *).  Подойдет знак + (плюсы) и — (минусы).

Тогда, во время создания заметок о том, что вы читаете или слышите, может использовать эти символы, чтобы помочь определить,  какие части информации подходят друг к другу и как.

Таким способом очень просто записывать рецепты, заметки по ходу прочтения книги, фиксировать мысли во время просмотра фильма, принимать определенные решения.

Метод подойдет для конспектов, когда очень мало времени или нет возможности писать конспект на бумаге.

Конспект «Пуля» обычно набивается в блокноте мобильного телефона, однако даже по нему очень просто и легко можно восстановить полученную информацию и воспользоваться ей.

Минимум деталей, максимум якорных слов.

Конспект  «Интеллект-карта».

Это большая и простая система ведения конспектов, при которой нужно записать слово, фразу или основную идею в любом месте на странице.

По принципу «паучка» или «солнышка» вокруг идеи рисовать лучики, заполняя и разворачивая карту.

Конспект выглядит словно карта, так как многие идеи будут связаны друг с другом.

И когда вы будете рассматривать свои записи, то легко увидете, как основная идея приводит к подтемам, а затем к деталям, которые поддерживают подтемы.

Идеально подходит для конспектирования и создания карт:

— решения проблемы (шаги, детали);
— планирования (дня, недели, месяца, года);
— подготовки выступления;
— самопрезентации;
— планирования отпуска;
— определения сбора вещей;
— для выбора иностранных слов для путешествия;
— мозгового штурма;
— написания сочинений и изложений;
— алгоритм подготовки к урокам, отхода ко сну, уборки в комнате;
— режима дня ребенка;
— а так же с помощью нее можно разложить по полочкам трудный материал.

Как часто вещи, которые кажутся нам сложными можно делать значительно проще!

Эксперт №1 по эффективному обучению детей в школе, мама троих детей, прошла путь от учителя до директора школы

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here