Поговорим о том, как с первых дней учиться легче, без зубрежек или долгих вечеров за уроками.
Эта статья полезна без исключения всем родителям школьников — не важно, в школе обучается ваш ребенок или на семейном обучении.
Сегодня вы узнаете, как можно легко и просто начать новый учебный год, превратив изучение предмета в школе в удивительное путешествие, а так же научитесь технике эффективного обучения «морской бой», которая позволяет сделать так, чтобы ребенок больше материала запоминал уже с урока.
Техника «морской бой» заключается в том, чтобы научить ребенка понимать, что он делает и зачем.
Самый главный принцип обучения заключается в том, что понимание и усвоение нового материала происходит за счет соединение новой информации, с уже имеющейся.
То есть для того, чтобы ребенок запомнил с урока тему и легко усвоил ее, ему нужно уже что-то базово по этой теме знать.
Иногда достаточно того, чтобы ребенок знал, о том, что это «существует».
Объясню подробнее.
Школьная система обучения построена по принципу «от общего к частному»
Ученики последовательно изучают темы, порой совершенно не связывая их друг с другом и не понимая, что идет за чем и почему это важно знать.
Сегодня одна тема, завтра новая, послезавтра — другая.
Новая информация утекает как песок сквозь пальцы.
Кроме того, основной принцип системы образования — требование шаблонного выполнения «по образцу».
А «копипаст», то есть прочитай параграф — перескажи его, прочитай правило — сделай по нему упражнения, посмотри на образец и сделай по нему — убивает главное — стремление учиться.
В итоге, за годы учебы в школе, постоянное «делание по образцу» уничтожает стремление к самообразованию и любознательность.
У ребенка подавляется стимул проявлять инициативу, заниматься поиском информации и искать собственное решение означенной проблемы.
Для того, чтобы этот эффект минимизировать важно сделать следующее:
показать ребенку ЧТО он изучит по этому предмету в этом году, показать КОНЕЧНОСТЬ процесса и постоянно измерять результат обучения.
Например, это можно сделать с помощью чек-листов, в которых перечислить что будет изучаться в этом году по данному предмету. Можно составить карту предмета.
И в процессе обучения отмечать на карте «захваченные», или изученные территории с помощью техники эффективного обучения «Морской бой».
Как это сделать?
Откройте оглавление учебника. Напишите на листе бумаги А4 в центре сам предмет. Нарисуйте лучки, или линии, в которых отметите разделы, которые изучаются по предмету.
Например, открываете содержание учебника по русскому языку 1 класса.
И составьте “карту предмета”, в которой перечисляете все темы, которые ребенок узнает в этом году.
Карту можно сделать яркой и цветной, можно нарисовать фломастерами.
Можно повесить ее перед письменным столом и отмечать изученные темы специальным значком.
А потом вы начинаете играть в «морской бой», задача которого побить темы, разобравшись в них.
И потопить как можно больше учебных кораблей.
А потопить корабль можно тогда, когда тема будет пройдена, изучена и понятна.
Причем подобный подход позволяет сразу видеть конечность процесса обучения.
Как только все корабли «потонут», закончится учебный год.
На семейном обучении скорость усвоения материала Вы можете выбирать вместе с ребенком.
При обучении в школе, ребенок так же может идти вперед школьной программы, тем самым повышая оценки и учебную мотивацию.
Кроме того, с помощью этой карты можно в конце четверти проводить промежуточный контроль, задав ребенку пару вопросов чтобы определить, где он отвечает легко и уверенно, а где “теряется”.
Каждый день или раз в неделю нужно зачеркивать темы, которые узнал ребенок, или обводить в кружок которые ребенок, не усвоил.
Пройдитесь «крупными мазками» и если заметите, что с некоторого момента речь ребенка замедляется, взгляд становится расфокусированным, пропадает желание отвечать на вопросы — значит, непонятная тема находится здесь или несколько раньше.
Это позволит следить за прогрессом и мотивировать на достижения.
А когда новая тема начнется изучаться в классе, для ребенка она уже не будет совсем незнакомой.
Он тут же вспомнит, что эта тема есть в карте.
Используйте эту технику, создав карты по предметам самостоятельно.
Просто сталкиваясь со сложной темой Вы изучаете урок, вместе с ребенком его разбираете, даете ему упражнение для закрепления и материал усвоен.
Все просто. И поэтому — безумно эффективно!