Давайте поговорим о самооценке. Для меня это понятие очень непростое. В детстве мне часто говорили, что я «умница и красавица», а мне все-время казалось что это неправда.

Я комплексовала по поводу внешности: неправильный прикус, тонкие волосы, высокий рост (я была выше других девочек в классе).

По поводу оценок: каждая «четверка» для меня была катастрофой. И нет, меня не ругали родители. Но когда я получала «тройку» или «четыре» за контрольную работу, класс начинал гоготать. Мол, отличница и тут «трояк».

Смех был не самое страшное, иногда озвучивание оценок сопровождалось немой сценой и направленными в мой адрес глазами.

По поводу моей семьи: папа часто любил выпить, и поэтому я не могла особо пригласить в гости подружек.

По поводу одежды: лишних денег в семье не было, и мои наряды были скромны и однообразны.

Помню одну историю. Мама была уже на работе и я собиралась в школу сама. Я не нашла свою школьную форму, но уже нужно было выходить. Тогда я решила, что лучше хоть в чем-то пойти в школу, чем вообще не пойти.

Я одела одежду, в которой ходила гулять: сиреневый свитер и черные рейтузы. Был второй класс и я пришла так в школу.

Я помню, как учительница вывела меня перед всем классом и минут 10 высмеивала то, как я была одета. Я хотела провалиться сквозь пол.

Тот год был для меня очень и очень сложным. Мне казалось, что со мной, так одетой, никто не захочет дружить. И тогда я сама стала избегать одноклассников.

Я побеждала на олимпиадах, занималась в художественной школе, хорошо училась, помогала маме по дому.

И причин в целом, для грусти не было. Но с каждым годом я все больше и больше боялась ошибок и все меньше верила в себя.

Почему девочка-отличница вместо того, чтобы ходить с гордо поднятой головой, ходила с опущенной? Когда глаза ребенка потухают и гордость за победы сменяется страхом поражения? Сейчас я понимаю, что существуют 4 причины «снижения самооценки».

Первая причина — модель воспитания.

Родители и педагоги преследуя благую цель подстегнуть ребенка к изменениям и прогресса, начинают сравнивать его с собой в детстве, с другими детьми.

Говорят «в кого ты такой» или «вот, посмотри на Машу».

Пытаясь высмеять или подчеркнуть недостатки ребенка, выделяя для него некий авторитет и идеал, воспитатели думают, что помогают. На самом деле это не так.

Вторая причина- насмешки со стороны сверстников.

Дети жестоки, а маленькие дети могут быть очень жестоки. Один ребенок говорит что думает, другой впечатывает себе его слова на всю жизнь.

Смех над ошибками, над ответом ребенка у доски, смех, когда «отличник» получает «тройку» все это проецирует страх ошибки и как следствие, снижение самооценки ребенка.

Третья причина — личные комплексы, недостатки и удары «по болям».

Согласно типологии Афанасьева, в человеке выражены 4 функции: воля, физика, логика, эмоции. Эти функции неравнозначны, они расположены иерархически.

На третьем месте в иерархии стоит «болевая функция» или та, которую мы считаем своим недостатком.

Человек с третьей физикой считает себя непривлекательным, человек с третьей логикой боится обвинения в некомпетентности, человек с третьей волей уверен в том, что он не умеет принимать решения, человек с третьими эмоциями — сухарь.

И каждый «удар» по болевой, третьей функции — снижает самооценку многократно.

Четвертая причина — негативное окружение.

Мы те — кто нас окружает. Если ребенок видит пример сильных, уверенных в себе родителей, он невольно считывает эту модель и зеркалит его.

Если же родители ребенка говорят одно, а считывает ребенок неуверенность, страх и усталость — то слова родителей будут неконгруэнтны и неэффективны.

У неуверенных в себе родителей, которые боятся быть неудобными, скорее всего вырастут неуверенные дети.

Всю мою начальную школу меня перед классом высмеивали. За рейтузы, за двойку за поведение (я брызгалась с водой), говорили что «дочь учительницы и так криво пишет»… но вместо того, чтобы начать бороться, я стала замыкаться и отдаляться.

До сих пор помню слова учительницы: «Ну, Стрекаловская, ну Стрекаловская… ну ты даешь»… (тогда я вместе со всеми брызгалась водой на перемене. Но выделила учитель именно меня — дочь учителя же?).

Тогда мне казалось, что причина на самом деле во мне. «Я не такая.» Я часто плакала ночью под одеялом и думала, что «лучше бы меня не было».

Я не кичусь этим и не хвастаюсь, но во мне до сих пор болью отзывается внутренний мир моего детства. Страх, слезы и отсутствие веры в себя.

С момента окончания школы прошло более 12 лет. И я сильная, закаленная и уверенная в себе. Не всегда и не во всем, порой так же возникают сомнения. Но я точно знаю, что справлюсь. И точно знаю, кто может помочь.

Хорошо, что я не мальчик. Потому что мальчишки в таком случае становятся «изгоями» и их просто бьют одноклассники.

Сегодня я уделяю самооценке моих детей важное место. Потому что гораздо проще в этом мире жить и действовать, когда ты знаешь куда идешь и веришь в себя и свои силы.

В обучающих программах мы одно из главных мест уделяем самооценке ребенка и показываем, как простые действия родителей могут научить ребенка «не реагировать на критику болезненно», «не обращать внимания на насмешки учителя», «не замыкаться и не отдаляться» и главное, как понять, что ты многое можешь?

Самооценка — это отношение человека к себе, своим возможностям, способностям, чертам характера, поступкам и личностным качествам.

Именно от ее адекватности зависят практически все жизненные достижения, успешность в учебе, поведение, отношение к себе и событиям, окружающим.

Первостепенной задачей родителей наряду с воспитанием, обучением и заботой о ребенке является формирование адекватного самооценивания и соответствующего норме чувства собственного достоинства.

Эксперт №1 по эффективному обучению детей в школе, мама троих детей, прошла путь от учителя до директора школы

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here