Сегодня хочу поговорить о страхах.
Всем известно, что кролик замирает перед удавом, давая тому себя съесть и не пытаясь сопротивляться.
Давайте попробуем разобраться почему так происходит и как это связано с нашими детьми.
Причина очень простая, кролик тем самым надеется, что его не заметят или сочтут мертвым.
Ведь многие хищники охотятся именно на движущиеся объекты.
Но, к сожалению, кролик не знает, что удав видит по-другому, за счет теплового зрения он точно знает, что перед ним будущий обед…
А ведь побеги кролик от удава и он бы остался жив…
Но в реальной жизни кролик и удав пересекаются очень редко, поэтому кролик просто не знает, что делать в такой ситуации и выбирает смертельную для него стратегию.
Большинство детей также под действием страха и не зная что делать, делают неправильные вещи, которые могут иметь очень страшные последствия.
- Маленькие девочки молчат, когда к ним пристают взрослые;
- Девочки-подростки не могут произнести и крика, когда их насилуют;
- Мальчиков бьют сверстники и заставляют молчать под угрозой расправы;
- Подростки отдают телефоны гопникам;
- Ученики не говорят родителям о том, что учителя кричат;
- Дети боятся рассказать взрослым о том, что с ними произошло и это повторяется.
Вообще большинство насилия, педофилии, унижений, издевательств и прочей гадости вызваны именно страхами жертвы.
А ведь многих случаев можно было бы избежать, если бы родители показали детям стратегию поведения в таких ситуациях
Для этого нужно сделать “карту действия” и проработать ее с ребенком.
Например, приставания к девочкам в транспорте (если думаете, что такой проблемы нет — почитайте в яндексе на эту тему).
Чего больше всего боится человек, который пристает — быть публично замеченным.
И лучше всего в такой ситуации громко сказать, чтобы убрал руки и перестал лапать за то место, за которое лапает.
Таким образом выписываются наиболее вероятные случаи, которые могут случиться с детьми, например:
- Приставания;
- Попытки насилия;
- Попытки ограбления;
- Нападение;
- Унижения.
И прописываются действия в подобных ситуациях.
Но мало просто записать действия. Единственный выход, чтобы это действие всплыло в нужный момент — репетиция.
Берете ребенка и репетируете вместе с ним ситуацию (может быть не во всей красе, но приближенно).
И тогда, если она случится, ваш ребенок уже не будет просто стоять, он будет делать правильные вещи и сможет избежать серьезных психологических проблем в будущем.
Потому что иначе эти страхи переходят во взрослую жизнь и вызывают ступор перед кричащими людьми, начальниками, властью, появляется неуверенность в себе, страх потерять все, страх делать выбор, страх публичного осуждения и т.д.
Если Вы заметили, что у Вас тоже есть похожие страхи, знайте, вы не одиноки.
Очень многие люди боятся конфликтов, боятся защищать себя, испытывают оцепенение.