В понедельник хочу порассуждать о домашних заданиях наших детей.

За то время, что у меня дети учились в школе, это был один из самых острых вопросов.

Нам задавали домашние задания и по ИЗО, и по технологии, по окружающему миру, не говоря уже об огромных объемах задания по русскому языку и математике, английскому!

И возможно, если бы я не работала в школе, не была бы учителем начальных классов, учителем информатики старшей школы, завучем и директором, я бы поверила в то, что «иначе программу не пройдешь», что «не учителя такие, а программа», что «не успеем, не успеем!!!»

Однако, я все больше убеждаюсь в том, что в тех объемах и количествах, в которых современная образовательная программа предлагает домашние задания, они не столько полезны, сколько вредны.


И говорить можно не только о том, что у родителей не остается времени на себя. Что дети все вечера тратят, обливаясь слезами. Что семьи уже и забыли, что значит, просто наслаждаться совместными вечерами. Что дома иной раз родители сидят и думают, как подступиться к заданию. Сколько о том, что задания нужны для актуализации знаний, для того, чтобы формировался навык, а уж ни как не для того, чтобы «успеть пройти программу» или «так положено».

Мой брат учился в школе им. Римского-Корсакова, где домашние задания не задавались вообще. Только по музыке.

И он закончил школу. И сдал наравне со всеми ЕГЭ. И никогда не занимался с репетиторами. И поступил бесплатно в Санкт-Петербургскую Консерваторию, которую в этом году благополучно закончил.

И в настоящий момент имеет канал на Ютубе, который смотрят миллионы.  При этом в школе, где он учился, не задавали домашних заданий!

Я никогда не задавала детям домашние задания по информатике. И всегда мои дети побеждали в олимпиадах, сдали ЕГЭ на высочайшие баллы (от 62 до 98), всегда писали все итоговые тесты по предмету. И дети поступили в ВУЗы.

Работая в начальной школе, я задавала только короткое упражнение по русскому языку, которое можно выполнить максимум за 15 минут, чтобы поддержать навык письма. И только столбик примеров по математике, чтобы закрепить вычислительные навыки. И это было лучшее, что я могла сделать! Потому что такими заданиями я помогала детям, а не мешала им.

Именно такая нелюбовь к домашним заданиям, и искреннее непонимание, как так тратить вечер на уроки, и легли в основу курса «Умный ребенок», который я отвела вот уже 11 потоков (а ведь запускали «шутя», где я просто рассказывала как сама решила проблему уроков».
Мне хотелось показать другим родителям, что может, и должно быть иначе! Что на уроки может максимум уходить 15 минут на предмет. А в начальной школе, лучше, если все уроки займут полчаса. И это не миф, это реальность.

Потому что сейчас дети лишаются детства. Детей все сложнее мотивировать на учебу, потому что мотивировать на то, в чем сам в общем-то не понимаешь смысла, очень сложно.

Домашние задания нужны?? Да. Но в минимальных объемах. В минимальных количествах.
Только для того, чтобы они выполнили основную функцию — актуализация знаний ученика. А не обучение по средствам домашних заданий, как это получается в современном мире.

А как часто я вспоминаю слова моей бабушки, учителя русского языка и литературы! «Если двойки в журнале стоят в строчку — дурак ученик. Если в столбик — дурак учитель».
К сожалению, так часто учителя ставят двойки в столбик, при этом на родительских собраниях тыкают в двойки родителей, говоря, что класс не усвоил тему, потому что безответственно подходят к домашним заданиям.

Ау! Очнитесь! Так и хочется закричать. Двойки у всего класса? В столбик? Учитель дурак, а не дети. Уж простите меня, дорогие педагоги.

Неужели, задавая такие объемы, вы забываете о том, что у детей есть родители, и они так же ходят на работу. И устают. И вечер хотят провести спокойно, всей семьей. А не в криках и слезах из-за уроков.
Неужели, задавая такое количество упражнений, вам не жалко детей, и вы забываете, что ваши дети так же нуждаются в свободном времени.
Неужели вы верите в то, что без такого количества заданий, вы не пройдете программу?
А дети не напишут итоговые работы???

Не верю. Не верю. Не хочу верить.
Я сама учитель.
Я учитель в четвертом поколении, и помню, как читала запоем «Педагогичесчкую поэму» Макаренко. Почему сейчас в педагогических вузах про нее забыли? Почему она перестала быть обязательной к прочтению?
Почему в педагогический идут те, кто не поступил на юриста или экономиста?
Почему в педагогическом вузе обучение самое дешевое?
Почему учителя работают за «баллы»?
Почему родители отмахиваются от ответственности, и валят все на школу?
Почему кричат, что задания — это проблема и ответственность детей?

Эта наша общая проблема. Это наша общая ответственность. И если уже мы создали мир таким, то разве не нам нужно помочь детям в нем выжить? Разве не нам нужно постараться сделать все возможное, чтобы дети не ненавидели школу, и учителей, и уроки? А любили..
Разве не мы единственные, кто думает о счастье наших детей?

Разве не так?

Помогайте детям. Помогайте!
Тратить 15 минут на предмет во время выполнения домашних заданий — реально. Поставьте себе и детям такую задачу. Сконцентрируйтесь на ней. Изучайте техники эффективного обучения.

Любите своих детей больше, чем когда либо. Потому что с моментом начала школы, сисемы тотальной оценки, они нуждаются в вашей любви больше, чем когда-либо.

Хочу сказать отдельное спасибо тем родителям, которые не спихивают вину на школу, не бросают детей в одинокое плавание. И вместе с нами ищут инструменты, которые делают школьные годы более счастливыми и наполненными позитивом! И освобождают время детям на великие дела!

Эксперт №1 по эффективному обучению детей в школе, мама троих детей, прошла путь от учителя до директора школы

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here