Давайте разбираться в том, кто и как влияет на наших детей. На их психологическое здоровье, состояние и стремления. Давайте схематично нарисуем ребенка. И круг вокруг него.
Этот круг мы назовем первый контур.
В нем находятся те люди, которые оказывают максимальное влияние на маленького человека.
Кто эти люди?
Те, кто живут вместе с ним, рядом, бок о бок. Кого он видит каждое утро и каждый вечер. Конечно, это мы, родители. Это братья, сестры.
Если ребенок живет с бабушкой/дедушкой, то они так же находятся в первом контуре.
И именно их поступки, действия и взгляды оказывают самое сильное влияние на ребенка.
Не надо говорить ребенку, что материться плохо. Сначала надо перестать материться самим.
Нет смысла говорить, что курение вредит здоровью, если кто-то в семье курит при ребенке.
Также бесполезно говорить ребенку о вреде алкоголя, если в семье кто-то при ребенке пьет.
Именно по тому, как ведут себя люди в первом контуре, что они делают — закладывается в ребенке основой мировоззрения и ценностей.
Нарисуем второй круг, второй контур.
На нем находятся лучшие друзья ребенка, бабушка/дедушка (если они живут не рядом). Друзья по улице, площадке. Те, с кем он проводит достаточно своего свободного времени.
Надо обязательно знать, с кем общается и дружит ребенок. Потому что их влияние на ребенка очень высоко. Как и их привычки.
Не зря говорят: скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Третий контур.
Это контур школы. Там ребенок проводит достаточно времени, и на нем располагаются одноклассники, педагоги, воспитатели.
Ребенок воспринимает школу и правила поведения в ней, через призму уже сформированной родителями и друзьями картиной мира.
Если родители говорят об учителях плохие вещи, комментируют действия учителя при ребенке — то именно такое же отношение будет у ребенка к школе, родителям. (Ведь родители оказывают более сильное воздействие на ребенка!).
Учитель перестанет быть для ребенка авторитетом, и весь образовательный процесс полетит в тар-тарары.
Вот почему не стоит при ребенке критиковать педагога, его модель поведения и т.д., особенно если не планируете менять педагога или школу.
Ребенок должен принимать своего учителя, а если Вам что-то не нравится или не устраивает, нет смысла обсуждать ситуацию при ребенке. Сходите к педагогу, завучу или директору.
Четвертый контур — знакомые.
Друзья в Контакте, в одноклассниках. С которыми можно лично не встречаться, и даже не общаться годами.
Но все-таки, они входят в круг общения.
Этот контур обычно максимально заполнен. И именно на нем находится большое количество людей.
С ними дети обычно чувствуют себя свободно и вольготно. Но все-таки, не забывайте просматривать социальные страницы своих детей.
Сейчас появилась новая тенденция — проводить Live трансляции. На них подростки обычно кривляются, матерятся и показывают свою взрослость. Девочки могут обнажать грудь, вилять попой и так далее.
По социальным сетям ребенка можно многое сказать о его внутреннем мире. Дети стараются показать свою индивидуальность.
Задача родителей — помочь ребенку найти себя настоящего, а не через призму друзей или одноклассников.
Пятый контур — бывшие.
Бывшие друзья, бывшие одноклассники, бывшие знакомые.
Именно поэтому ребенку так трудно может даваться адаптация к новой школе, к новому классу.
Когда в миг третий контур становится пустым и одиноким, а пятый шумным и забитым.
Для ребенка потерять третий контур и заселить его заново — большой стресс. Который он может пережить, как и любой другой стресс и сложность, только опираясь на поддержку людей из первого/второго контура.
Выводы:
Для ребенка всегда школа, одноклассники будет восприниматься через призму родительского дома, воспитания.
Если ребёнку привиты правильные и крепкие моральные устои то никакая улица, школа не в силах их поколебать.
Если эти устои слабые то школа вряд ли поможет, а улица вообще может толкнуть к неверным поступкам.
Школа находится достаточно близко к ребенку, чтобы могла сломать его личность, натуру.
Главные задачи родителей — защитить и помочь ребенку пройти школу и остаться психологически и физически здоровым, не сломленным.
Вы можете посмотреть видеоурок на эту тему: