Началось лето, и хоть по погоде еще 121 февраля, дети уже вовсю на каникулах.
Потому что на работе никто каникулы не дает, да и заняться им особо нечем.
В этой статье мы поговорим про Гаджеты, которые вполне могут заменить ребенку няню, ну или хотя бы дать возможность 2-3 часа в день передохнуть от детей, а могут превратить отношения в семье в ад.
Гаджет — это некоторое техническое устройство. Чаще всего это телефон, приставка, планшет, ноутбук или компьютер.
Дети, как правило, рано начинают приобщаться к гаджетам.
Недолгая игра с современными устройствами безопасна и иногда даже полезна для детей: некоторые игры развивают их интеллектуальные и творческие способности, на просторах интернета дети способны найти много новой интересной информации, а за просмотром мультфильмов или роликов на ютубе дети могут просто с удовольствием провести время.
Однако чрезмерное увлечение компьютером может привести к различным трудностям и опасностям.
Работая в школе завучем по воспитательной работе я неоднократно сталкивалась с проблемой компьютерной зависимости детей.
Когда родители не знали, как справиться с ситуацией, когда ребенок совершенно не мог себя ничем занять без телефона или планшета.
Компьютерная зависимость — это пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящим к резкому сокращению всех остальных видов деятельности.
В прошлом году в Петербурге детский психолог Екатерина Мурашова проводила эксперимент:
Она попросила 68 подростков от 12 до 18 лет на 8 часов выключить телефоны, компьютеры, плееры, ТВ и ни с кем не общаться в социальных сетях.
«Легкотня!» — сказали дети и побежали домой.
Итог: 8 часов без гаджетов выдержали только трое школьников. «Я больше не мог», «Мне казалось, что я сейчас взорвусь», «У меня голова лопнет» — говорили они. 65 человек признали свою полную зависимость от социальных сетей, Интернета, телефонов и ТВ.
Более того, подростки жаловались на приливы жара или озноб, головокружение, тошноту, потливость, сухость во рту, тремор рук или губ, боль в животе или груди, ощущение «шевеления» волос на голове.
Почти все испытывали беспокойство вплоть до «панической атаки». У троих возникли суицидальные мысли.
Изначально дети добровольно согласились побыть в одиночестве, у каждого был подробный план занятий, ведь им было разрешено читать книги, готовить, заниматься творчеством, играть на музыкальных инструментах.
По результатам эксперимента, трое ребят, которые все-таки смогли 8 часов побыть наедине с собой, занимались любимыми делами.
Один мальчик клеил модель парусника, с перерывом на прогулку с собакой.
Другой разбирал свои коллекции насекомых и пересаживал цветы. Никаких страданий они не испытали.
Третья – девочка — писала дневник, правда, литературно описывая свои мучения.
Трое из 68 детей смогли провести несколько часов без смартфонов и компьютеров, когда у них не было внешнего контроля.
Так и не дождавшись окончания времени 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по телефону, 3 позвонили родителям, 5 пошли к друзьям домой, 23 ребенка включили телевизор или погрузились в компьютерные игры.
Кроме того, почти все включили музыку или сунули в уши наушники.
И нельзя сказать, что организаторы были удивлены. Наоборот, данный эксперимент лишь доказал, насколько большой процент жизни у детей занимают гаджеты.
Из неожиданностей — восемь благодарностей от родителей, чьи дети участвовали в эксперименте.
Цитата: «Огромное вам спасибо за этот эксперимент. Я едва ли не впервые провел с дочерью столько времени подряд.
Мы столько успели обсудить, мне кажется, я ее теперь на порядок лучше знаю, и она явно что-то про меня поняла, и отношения в семье в целом у нас сразу улучшились.
И как же это глупо, что для такой естественной вещи нужен такой искусственный повод!»
«Как это было здорово!
Нам даже не нужно было много слов. Мы, оказывается, в деле неплохо друг друга понимаем. А потом мы вместе сидели на берегу с удочками и смотрели, как заходит солнце. Только я и он.
В какой-то момент я замерз, а он заметил, молча принес куртку и накинул ее мне на плечи.
Вы знаете, у меня чуть ли не слезы на глаза навернулись, и я чуть ли не впервые понял: у меня есть мой сын, и вот он, рядом со мной! И он уже почти взрослый…»
С обратной стороны: «Я с мамой сто лет уже так хорошо не разговаривала и не проводила время! Жалко, что это только один такой эксперимент был…»
Екатерина по итогу эксперимента сказала: «Дорогие родители, жалующиеся на подростков, уткнувшихся в гаджеты! Они (по крайней мере младшие) на самом деле вас еще хотят! Но хотят, конечно, не формальных вопросов об учебе, а полноценного общения, просто бытия, внимательного друг к другу…»
В нашей семье мы взяли за правило, 1 раз в неделю устраивать день без компьютера, телевизора или других устройств.
Потому что дети на самом деле очень нуждаются в этом! Мы называем этот день — днем без информационного шума.
Компьютерная зависимость делится на компьютерную зависимость и Интернет-зависимость.
Зависимый человек погружается в мир иллюзий, у него возникает психологическая зависимость от виртуальной реальности.
Нередко виртуальный мир кажется человеку более реальным, чем тот, который его окружает.
Многие компьютероманы время от времени испытывают к компьютеру личные чувства (гнев, печаль, обиду и т.д.). Они способны оторваться от компьютера только для удовлетворения своих физиологических потребностей.
Можно сказать, что в результате компьютерной зависимости человек разумный превращается в человека информационного.
Следует обратить внимание на то, не только сколько играют дети, но и во что они играют.
Жестокие компьютерные игры опасны для сознания детей, потому что вводят в мир ребенка определенные стереотипы поведения.
У детей утрачиваются правильные социальные ориентиры, нравственные ценности, они становятся циничными и жестокими. Отношение к героям компьютерных игр переносится на реальных людей.
Многие игры-онлайн имеют определенные дедлайны, и сроки необходимого возвращения в игру, иначе ребенок “не получит бонус”, “потеряет жизни”, именно это стимулирует детей возвращаться в игру чаще.
Нередко дети используют банковские карты родителей, чтобы совершать покупки в играх. Для ограничения этого рекомендую использовать функцию родительского контроля.
Компьютерные игры вытесняют из жизни ребёнка подвижные игры, гораздо более важные для его психического развития и личностного становления, поэтому нельзя забывать о спорте.
А главное, неграмотное и попустительское общение с компьютером, не только опасно для физического и психологического здоровья ребенка, но и оказывает негативный эффект на будущее детей.
Усугубляет проблему то, что эволюция гаджетов за последние 15 лет было колоссальная, и если родители сами не увлекаются компьютерами и техникой — они безнадежно отстали и просто не знают, что может быть полезно, а что вредно для детей.