Часть речи — это категория слов языка, которая определяется синтаксическими и морфологическими признаками.

В языках мира прежде всего противопоставляются имя (далее делящееся на существительное, прилагательное и т. п.) и глагол. Общепринято также деление частей речи на самостоятельные и служебные.

На основании этих признаков в морфологической системе русского языка можно выделить следующие части речи:

Самостоятельные части речи:

  • Имя существительное
  • Имя прилагательное
  • Имя числительное
  • Местоимение
  • Глагол
  • Наречие
  • Предикатив
  • Причастие
  • Деепричастие

Служебные части речи:

  • Предлог
  • Союз
  • Частица
  • модальные слова
  • междометия (и звукоподражательные слова)

Частями речи называют группы слов, имеющие:

  1. одно и то же обобщённое лексическое значение;
  2. одно и то же обобщённое грамматическое значение или одинаковый набор морфологических признаков;
  3. одни и те же синтаксические функции.

В школе ученик должен

1 ) Уметь распознавать части речи.

2 ) Анализировать и определять:

Морфологические признаки

  • Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
  • Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) склонение. У глаголов: вид, возвратность, переходность, спряжение.
  • Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.

Синтаксическую роль в предложении.

Части речи в школе изучаются с первого класса. С каждым годом каждая часть речи для ребенка раскрывается все больше и больше, и уже к концу четвертого класса дети могут делать фактически полный морфологический разбор.

Однако, не все так просто и радужно.

Дело в том, что последовательное углубление в материал по каждой части речи имеет один минус. Ребенок не успевает вникать и понимать, а так же видеть полную картину.

В четвертом классе дети знакомятся с новой частью речи — наречие.

В пятом-шестом классах с причастием и деепричастием. Только к окончанию школы у ребенка формируется полная картина.

Часть информации забывается, и ребенок не успевает сделать обобщение и видеть все части речи русского языка целиком.

Дети путают что нужно в какой части речи определять, забывают постоянные и непостоянные признаки, путают виды разборов. Не знают, какие части речи служебные, а какие самостоятельные и чем они отличаются.

И если взрослому человеку кажется, что это возможно, не важно и не мешает жить и писать грамотно, то для учащихся — это критично.

Из-за незнания частей речи и непонимания принципов организации структуры языка, дети ошибаются в контрольных и экзаменах. Имеют низкие оценки.

Многие выпускники к моменту ЕГЭ не знают, чем причастие отличается от деепричастия и не могут правильно ответить на вопросы теста.

Есть два пути:

Первый — выучить таблицу признаков и использовать ее:

Части речи Постоянные признаки Непостоянные признаки
Имя существительное 1)одушевлённое – неодушевлённое2)собственное – нарицательное

3)род

4)склонение

1)число

2)падеж

Имя прилагательное 1)разряд: качественное, относительное, притяжательное2)полное или краткое (у качественных)

3)степень сравнения (у качественных)

1)число2)род

3)падеж

Имя числительное 1)простое, составное или сложное2)количественное или порядковое

3)обозначает целое, дробное число или собирательное (у количественных)

1)падеж2)род (у порядковых)

3)число (у порядковых)

Местоимение 1)разряд по значению: личное, возвратное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное2)лицо (у личных) 1)падеж1)число, род (имеют не все местоимения)
Глагол 1)вид2)спряжение

3) возвратность

4) переходность

1)наклонение: изъявительное, условное, повелительное2) время (в изъявительном наклонении)

3) лицо (в наст. / буд. времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении)

4) род (в ед. числе прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения)

5)число

Причастие 1)действительное или страдательное2)время

3)вид

4)возвратность

1)полная или краткая форма (у страдательных)2)число

3)род

4)падеж

Деепричастие 1)неизменяемость2)вид

3)возвратность

Наречие 1)неизменяемость2)значение: образа действия, места, времени, условия, цели, меры и степени, причины)

3) степень сравнения

Второй — понять принцип и научиться «видеть» части речи целиком!

Сегодня мы получаем столько информации в неделю, сколько двести лет назад человек получал за всю свою жизнь.

Потому что запомнить большой поток информации так же, как это делали люди раньше невозможно. Старые методы не работают.

Используйте техники эффективного обучения. Можно «разложить» части речи в интеллект-карту, объединив их и визуализируя признаки.

Используя склонность мозга функционировать в духе «Гештальта», т. е. целостного восприятия, можно попросту пририсовывать пустые ветви к ключевым словам, и рано или поздно мозг найдет способ заполнить зияющие пустоты.

Ребенок услышит в классе новую информацию про существительное — и она сразу же «запишется» к уже имеющейся, а не просто так где-то «просядет».

Такой подход позволяет добиться главного — понимания и полного запоминания информации для ее дальнейшего использования.

Эксперт №1 по эффективному обучению детей в школе, мама троих детей, прошла путь от учителя до директора школы

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here