Главная проблема современных школьников — интеллектуальный сквозняк.

Интеллектуальный сквозняк — это когда информация в одно ухо влетает, а из другого вылетает.

Вот и получается ситуация, когда ребенку дома приходится объяснять повторно то, что рассказывал в классе учитель.

Или повторять одну и ту же информацию несколько раз подряд, тратя на это объяснение и свободное время, и силы, и нервы.

В тоже время, у мозг ребенка настолько гибок и пластичен, что дети просто созданы для того, чтобы каждый день узнавать новое, учиться новому.

В этой статье предлагаю пять упражнений, которые позволят избавиться от интеллектуального сквозняка и сделать так, чтобы память ребенка работала как у супергероя, и даже разведчики могли позавидовать бы детям.

Существуют 4 вида памяти:

При этом доказано, что лучше всего мы запоминаем эмоционально-окрашенную информацию.

События, которые оставили сильное эмоциональное потрясение (положительное или отрицательное) буквально впечатываются в память и остаются с нами на всю жизнь. Эмоции — фактически та главная «шестеренка», которая позволяет запустить процесс запоминания.

Поэтому чтобы помочь ребенку лучше запоминать прочитанное, увиденное и услышанное – надо научить его автоматически подключать к изучению эмоции, а так же использовать образную, ассоциативную память.

Итак, как включить эмоции и побороть интеллектуальный сквозняк:

Прием первый  — Интерес.

Когда ребенку интересно учиться, ребенку интересно на занятии — ребенок лучше запоминает и усваивает материал.

Интерес на занятии можно вызвать по-разному. Горящие глаза учителя, интонация, необычные гости на уроке — все это стимулирует интерес детей к учебе.

  • На урок может прийти мягкая игрушка и попросить помощи;
  • Ребенок может выполняя задания получать буквы, из которых в последующем нужно сложить слово;
  • Можно помочь супергерою;
  • Урок  может быть представлен в виде путешествия, в ходе которого нужно выполнить определенные задания;
  • И многое, многое другое.

Недавно мы запустили курс по обучению для детей. С одной стороны казалось, что провести онлайн-курс для маленьких детей (7-13 лет) невозможно. Ведь им придется сидеть перед экраном монитора! С другой была задача напрямую научить детей учиться, научить детей техникам эффективного обучения.

Тогда занятия мы постороили в виде игры — где наши маленькие ученики становятся спецагентами и проходят специальный курс по подготовке спецагентов.

Они узнают, какие спецагенты бывают, чем они отличаются и что умеют делать. А потом выполняя специальные тренировки на развитие памяти, внимания, запоминание иностранных слов не только приближаются к званию спецагента, но и учатся учиться.

Оказалось, что дети с радостью выполняют задания, им интересно учиться и открывать в себе суперспособности:

Прием второй — наглядность и карты.

Информацию можно представить по-разному. Можно в виде текста, можно в виде схемы, можно дать ребенку алгоритм действия, а можно научить его «майнд-меппингу».

Это интеллектуальный современный вид спорта, при котором ребенок учится представлять информацию в виде интеллект-карты.

Это не только сокращает время на подготовку материала и изучение нового, но и позволяет быстро вспомнить нужный материал.

Например, одна наша ученица составила карту по учебнику физики 8 класса, где закодировала все темы, которые в этом году будут изучаться.

Ниже представлен черновой вариант карты (после карта ожила, стала цветной и еще более запоминающейся).

Научите ребенка составлять карты и покажите, как они упрощают процесс обучения.

После обучения этому навыку, дети с удовольствием создают свои карты и используют их.

Прием третий — необычные объяснения, связанные с жизнью.

Рассмотрим на примере уравнений. Школьные пособия предлагают следующий алгоритм действий, который нужно ребенку выучить и научиться применять:

Я представила как, показывая уравнение с неизвестным х, скажу сыну (цитирую справочник, или любой учебник по математике):

“Никита, это уравнение. Знаешь что это?
Это равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти».

Неизвестные числа в математике обозначают буквами. Значение буквы, при котором равенство верное, называют корнем уравнения. А чтобы его найти надо:

  • Определить какой компонент действия надо найти;
  • Вспомнить правило нахождения данного компонента (выше);
  • Вычислить значение компонента;
  • Проверить правильность;
  • Подчеркнуть корень уравнения;

Итак, давай посмотрим, какой компонент действия надо найти? Вместо какого компонента стоит х?

Вы знаете, что мне ответит мой сын?

Ничего не ответит. Потому что с самого начала беседы интеллектуальный сквозняк сделает свое дело.

И в мыслях будет думать, о чем-то своем и интересном. Возможно, он попытается меня слушать и даже понять. Но у него не выйдет. А даже если поймет сейчас, то оставь я его с примерами наедине, ребенок растеряется.

Родители часто меня спрашивают, как замотивировать детей на домашние задания. Вы верите, что на такое решение можно мотивировать?

А верите в то, что чтобы ребенок научился решать уравнения, ему нужно просто больше тренироваться и практиковаться? И чтобы закрепить тему, надо уравнения «задать на дом»?

Я — нет. Я верю в то, что успех обучения зависит прежде всего от понимания.  А оно в свою очередь от того, как объяснили ребенку ту или иную тему.

Теперь представьте другую картину.

Я написала на листе маркером пример, 3 + 5 = 8 Взяла кружку (да-да, самую обычную кружку!).
Перевернула ее и на дне маркером написала x.

Дальше, кружкой закрыла число 5. И позвала сына.

— Никита!!! У меня тут под кружкой, спряталось одно число! Давай попробуем угадать, какое!

Никита, только взглянув, скажет, там 5-ка спряталась!
Мы отодвинем кружку и посмотрим — точно!

Дальше мы продолжаем играть в “прятки с числами”. Примеры усложняются, плюс и минус перемешиваются, а “кружка” продолжает хулиганить.

Дальше, сам ребенок выводит правило, по которому получается найти “что под кружкой”.

И я рассказываю, что кружку с собой не поносишь, поэтому математики, научились прятать числа иначе. Наша кружка называется “х” (и показываю другие варианты «имен»).
И просто, добавив в пример вместо одного из чисел «х», мы получаем настоящую математическую загадку.

Дальше, для закрепления правила и для того, чтобы ребенок научился решать уравнения, нам потребуется немного потренироваться. Впрочем, это уже совсем другая история.

Прием четвертый  — используя приемы мнемотехники (образной памяти) научить ребенка запоминать много и просто.

В этом возрасте ВАЖНО показать ребенку его суперсилу!

Например, научите ребенка мнемотехникам и технике запоминания «Репка».

Подробно техника описана в видео ниже:

Благодаря этому приему вы можете помочь ребенку развить суперпамять. Наши спецагенты в курсе запоминали с удовольствием!

И уже на второй день курса запоминили менее чем за 20 минут 11 стан Европы со столицами.

Посмотрите, как ловко это получилось сделать у наешей ученицы Марины:

«По дороге с музыкальной школы мы с моей 6-летней дочкой выучили с легкостью 50 слов (последоват-ть 2). Я пока за ней шла 30 минут с малышкой ,то сама почти запомнила,а на обратном пути ей предложила.Она сначала отказалась,мол,устала и так. А я все-таки предложила просто послушать мою историю ассоциаций. И нас понесло. Дочка с таким азартом запоминала,через каждые 5-7 слов тормозила меня и повторяла. Когда мы дошли до 40 слов,она прям запрыгала на месте — давай еще 10,чтоб 50 было,а вообще ей хотелось 100 запомнить. Мы шли где-то 1 час до дома,с небольшими паузами,ну минут 40,наверно,ушло на запоминание. А вечером папе 47 слов восстановила,в конце немного подзабыла,видно уже подустала. Я так счастлива!!! Теперь у нас есть наиполезнейшее занятие для прогулок».

Прием пятый. Поиск «главных слов».

Для этого вы читаете ребенку текст (или его читает ребенок). После нужно сделать следующее: из каждого предложения зачеркнуть все слова, кроме одного, главного слова.

Пример текста:

Корабль вошел в бухту. Море сильно волновалось. Ночь простояли на якоре. Утром подошли к пристани. 18 моряков отпустили на берег. 10 человек ушли в музей. Восемь матросов решили просто погулять по городу. К вечеру собрались все вместе в городском парке, а в 11 часов вечера вернулись на корабль. К этому времени оставшиеся моряки провели выгрузку. Вскоре корабль отправился в другой порт.

Пример выполнения задания:

Корабль вошел в бухту. Море сильно волновалось. Ночь простояли на якоре. Утром подошли к пристани. 18 моряков отпустили на берег. 10 человек ушли в музей. Восемь матросов решили просто погулять по городу. К вечеру собрались все вместе в городском парке, а в 11 часов вечера вернулись на корабль. К этому времени оставшиеся моряки провели выгрузку. Вскоре корабль отправился в другой порт.

Вначале ребенку можно помогать.

Дальше, только с опорой на главные слова (их можно выписать отдельно), ребенок пробует дословно повторить весь текст и передать его смысл.

Такие тренировки позволяют не только развить память, но и научить ребенка не бояться изложений и хорошо их писать.

Прием шестой — научить ребенка использовать карточки для запоминания новой информации.

Карточки можно вырезать самостоятельно из плотной бумаги. Размер карточек может быть любым, однако удобнее делать их размером с «визитную карточку».

Такой способ повторения материала очень удобен и приветствуются детьми, так как они видят свой реальный прогресс.

Вначале на карточку нужно записать новую формулу, или правило, или иностранное слово. С обратной стороны — пояснение (перевод слова).

Создав 10 карточек их можно перелистывать и отвечать на поставленный вопрос, а перевернув карточку быстро узнать правильный ответ.

Но это еще не все.

Можно сделать 4 коробки (банки) и каждую из них подписать.

На первой коробке можно написать «раз в день» — там будут храниться карточк с новым материалом. И один раз в день нужно будет их брать, чтобы повторить.

На второй коробке написать «раз в неделю». Те карточки, которые при ежедневном повторении легко вспоминаются нужно переложить в эту коробку, и брать для повторения один раз в неделю. Например, в среду.

Коробка номер три — «раз в месяц».  Когда ребенок из коробки «раз в неделю» будет повторять карточки, он многие вспомнит легко. Их можно убрать в коробку «Раз в месяц».

Карточки можно брать с собой, чтобы проводить время с пользой, даже когда вы например, едете в транспорте, или проводите минуты ожидания.

Научить ребенка учиться можно. Развить память ребенка, внимание и научить его, как в три раза быстрее делать домашнее задание — нужно.

Взрослым порой кажется, что в школьной программе нет ничего сложного: выучить пару правил грамматики, умножение на семь, запомнить планеты, десять строчек стихотворения и решить задачу.

Однако дети сидят часами за уроками, плачут и выносят мозг нам, родителям.

Есть хорошая новость: если делать специальные упражнения и поменять подход к обучению, то разочарование от учебы сойдет на нет, а ребенок станет отличником.

Эксперт №1 по эффективному обучению детей в школе, мама троих детей, прошла путь от учителя до директора школы

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here