Как помочь ребенку учиться?

Современный мир – это сплошной поток информации. И, зачастую, бывает очень сложно в этой информации выделить рациональное зерно.

Научите ваших детей как отделять нужное от ненужного, важное от неважного, как среди массы информации найти «полезное» — и вы научите их главному полезному навыку современной жизни.

Научите работать с информацией, структурировать ее и тогда дети смогут учиться по любым книгам и у любых учителей.

Информации не просто много, ее очень много. А как было бы хорошо, если бы вся информация была разложена по полочкам, в простой и наглядной форме. Данная статья посвящена инструментам, который позволяет быстро и просто структурировать любые потоки информации.

Как изучают информацию в школе?

Учебники начальных классов сейчас выглядят цветно и аляписто. Цветные рабочие тетради, лабиринты и кроссворды, упрощенные задания «вставь букву» — все это формат новых учебников, которые не дают детям главного — системности и общей картины.

Дети выполняют задания, день за днем открывают новые страницы книги и не видят главного — системы. 

Иначе дело обстоит в средней и старшей школе. Сплошной текст учебника, логические списки и пошаговые алгоритмы действий — все это помогает ученикам среднего звена приобрести новые знания, но не вызывает особого энтузиазма.

Дети теряют интерес к чтению сплошного текста и успеваемость падает. Буквы, слова и абзацы сливаются воедино, и взгляду не за что зацепиться.

Системы по-прежнему нет, а вместе с ней и понимания предметов.

Предлагаем вашему вниманию «помогаторы», которые позволят организовать работу с информацией.

Помогатор 1. Солнце-карты для написания сочинений-описаний.

Используйте эту карту, чтобы помочь ребенку подготовить сочинение.

1. Напишите вашу тему или заголовок в центре.
2. Запишите в лучиках 5 блоков, которые хотите или можете раскрыть в сочинении (первое знакомство, характер, внешность, действия, эмоции).
3. По каждому из блоков, запишите два-три описывающих слова или нарисуйте пиктограммы.

По карте расскажите вслух, что получилось. Используя карту, напишите сочинение.

Не забывайте, что каждый блок – новый абзац.

Помогатор 2. Образовательная модель Фраера.

В России вообще не то что не популярна, а совсем неизвестна. Впервые я увидела эту модель во время моего обучения по-обмену в Финляндии, еще 13 лет назад.

В отличие от классического запоминания определения, модель помогает лучше понять сложные понятия или ЛЮБУЮ тему школы.

В центральный квадрант напишите термин. Попросите ребенка в верхний левый прямоугольник написать основные характеристики, в верхний левый прямоугольник — вспомогательные (и формулы). Внизу важно указать примеры и исключения.

Заполняя, ребенок распределяет информацию по «местам» и раскладывает ее «по полочкам».

Вспомнить — просто! Видеть все на одном листе — легко! Пользоваться — удобно!!

Посмотрите на использование модели на примере темы «Периметр».

Помогатор 3.   «Y-диаграмма».

Y-диаграмма состоит из трех частей.

Это графический органайзер мыслей, который используется для описания трех аспектов темы: наблюдение, описание и чувства.
Или может использоваться для характеристики трех направлений: визуальная характеристика, слуховая, чувственная.
А также для принятия решения: минусы, плюсы, вывод.

И что с ней делать, напрашивается вопрос. Как мне это поможет в учебе ребенка?

А очень и очень здорово поможет! Для курса уже готовы практические упражнения и игры для Y- диаграммы.

Например, она применяется для анализа существующей информации и работе с ней. (Например, можно расписать виды власти: законодательная, исполнительная, судебная)

А так же мы можно применять диаграмму для решения конфликта или спора.

Для этого стороны заполняют свое видение ситуации, как что они слышат и думают, что чувствуют.

Дальше следует обменяться карточками и дополнить диаграмму друг друга. Это приводит к устранению непонимания.

 Помогатор 4. «Бирка».

Простой помогатор для детей и родителей, который поможет ребенку собирать портфель и ничего не забывать — бирка на рюкзак.

Сделайте бирку, как в образце. Для этого с одной стороны таблички напишите, что ребенок должен проверить перед выходом в школу, с другой — из школы.

Сложите и склейте табличку пополам. Заклейте с двух сторон скотчем, чтобы она не обтрепалась или заламинируйте табличку.

Остается прикрепить ее на рюкзак (это можно сделать ленточкой или хомутиками)

Такой простой скулхак помогает избежать массы проблем и раздражения. Пользуйтесь на здоровье!

Помогатор 5.  Интеллект-карты или карты ума.

Это инструмент, который позволяет быстро и просто структурировать любые потоки информации. Майнд-карта — это древовидная структура, где для каждого нового уровня есть предшественник, более низкого уровня.

Плюсом таких карт является разложение любой информации на логические группы и возможность быстрого чтения информации.

Так же они известны как один из самых наглядных способов конспектирования. Создатель майндмэпов — Тони Бьюзен (англ. Tony Buzan), известный во всем миреконсультант по вопросам психологии обучения, проблем мышления и развития интеллекта.

Однако способы структурирования информации, похожие на интеллект-карты, советские ученые и педагоги использовали задолго до Бьюзена (в информатике такое изображение информации носит гордое название  — семантические схемы).

Интеллект-карты применяют для принятия решений, структурирования задач,планирования времени, проведения презентаций, для выделения и запоминания больших объемов информации, обучения, проведения мозгового штурма и т. д.. Существует много платных и бесплатных компьютерных программ для майндмэпинга. Наиболее популярные из них — MindManager и XMind.

Например, карты можно применять для работы с текстом учебника.

Можно рисовать майнд-карты и от руки.

Возьмите чистый лист бумаги (желательно формата А4), ручку и цветные карандаши (их можно заменить фломастерами, маркерами или красками). Расположите лист в альбомном формате, то есть по горизонтали. В центре напишите крупными печатными буквами тему майндмэпа.

А теперь наполните каждый раздел ключевыми словами — основными мыслями текста.

Нарисуйте пиктограммы или картинки — они улучшают читабельность и помогают лучше запомнить содержание. Для этого вовсе необязательно уметь рисовать, главное, чтобы смысл изображения был понятен вам или тем, для кого вы составляете майндмэп.

Помогаторы — это визуализация техник эффективного обучения.

Интеллект-карты  — это мощные умственные инструменты, которые помогут вашим детям овладеть сложными предметами, новой информацией, а вам упростить себе период школьного обучения ребенка.

Что нужно сделать, чтобы ребенок учился САМ? Все просто. Чтобы хорошо учиться, нужно сначала научиться учиться (простите за тавтологию).

Эксперт №1 по эффективному обучению детей в школе, мама троих детей, прошла путь от учителя до директора школы

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here