Мы начинаем серию писем, посвященных русскому языку, грамотности, красивому почерку, обучению детей русскому языку.
И сегодня мы поговорим о том, как быстро и эффективно выучить словарные слова. Их, как и таблицу умножения надо выучить.
Но если в таблице умножения всего 100 примеров, то словарных слов в школе изучается не менее 800.
И редкий учитель учит с детьми словарные слова в классе. Обычно, «сложное» и «трудное» детям дается на самостоятельное запоминание, или запоминание с родителями.
Представляем вашему вниманию маленькие хитрости, как запомнить написание словарных слов
Мы разделили их на классические методы, именно так работают со словарными словами в школе, и техники эффективного запоминания слов.
Классические способы запоминания словарных слов
1. Чтение слов ребенком. Списать словарные слова в словарик.
2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова — воспользоваться словарем) и проговорить возможные причины написания слова именно таким образом.
3. Орфографическая работа над словом:
— постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,
— звукобуквенный анализ слова,
— деление слова на слоги и для переноса.
4. Заучивание правописания данного слова:
— подбор однокоренных слов,
— составление словосочетания, предложения с этим словом,
— подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.
5. Запись слова в орфографический словарик.
6. Письмо по памяти.
Методики запоминания слов с помощью техник эффективного обучения.
1. К словарному слову, которое нужно запомнить, добавить слово или даже несколько, где проверяемая буква очень хорошо слышится.
Например, слово МОЛОКО. Нужно запомнить О.
Придумываем ассоциации: молоко из лОжки пьет лОшадь.
Представляем с ребенком эту картину, акцентируем внимание на том, что лОжка и лОшадь подсказывают нам нужную букву.
2. Записать слово с закрытыми глазами.
После того, как ребенок прочитает слово, он записывает его на листах бумаги с завязанными глазами, при этом лучше использовать фломастеры или яркие ручки.
Когда слово написано, его надо рассмотреть.
Данное упражнение доставляет детям массу удовольствия, а главное, задействует различные органы восприятия информации и усиливает эффект запоминания слов.
3. Сравнивать буквы с геометрическими фигурами. А- похожа на треугольник, О — на круг, Е — на прямоугольник.
А дальше, в нужное слово добавлять фигуры или рисовать с помощью них.
Например, АПЕЛЬСИН.
Можно представить треугольную тарелку, на которой лежат «странные», прямоугольные и треугольные апельсины.
4. Способ мнемотехнический.
Когда нужно запомнить букву в словарном слове, можно использовать яркие алфавитные образы, добавляя их в слово и связывая в яркую ассоциацию.
Что это значит?
Вспомните, А-автобус, Б-барабан и т.д.
Например, нам нужно запомнить как правильно писать АПЕЛЬСИН.
Представляем себе Автобус (А) полный АпЕльсинов, который застрял или висит на Ели (Е)
5. Игра “Глаз-фотограф”
Слова напечатаны на полосках бумаги.
Каждое слово на отдельной полоске. Напечатаны крупным печатным шрифтом. Ребенку показывают слово на одну секунду. А потом он по памяти его записывает. За одну игру можно показывать 5-8 слов.
Такая игра развивает внимательность, повышает интерес к обучению.